Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Фельтен, Юрий Матвеевич: биография

Фельтен неоднократно выполнял заказы известного семейства Лазаревых, так на Невском пр., 40 была возведена армяно-грегорианская церковь Св. Екатерины. 22 мая 1770 года по челобитной главы армянской общины И. Л. Лазарева «с прочими армянами» последовало повеление Екатерины II «дозволить им построить в Петербурге церковь». Сооружение её велось быстро и уже в 1772 году церковь была освящена. На сооружение храма Лазарев пожертвовал 30 000 рублей, на которые и была сооружена церковь в соответствии с парадным великолепием центра столицы. За такую услугу Лазареву было разрешено возвести свой собственный дом с южной стороны в линию с застройкой проспекта (Невском пр., 42). Выстроенное по проекту Фельтена жилое здание обошлось Лазареву в 50 000 рублей. Строительство северного флигеля производилось на десятилетие позднее, возможно, помощником Фельтена арх. Егором Соколовым. Таким образом храм возвышался в центре участка, а по сторонам его фланкировали жилые дома. Из-за этого и главный фасад с входом в церковь неизбежно должен был быть ориентирован на Невский с южной стороны, что не соответствовало традициям. По проекту Фельтена была построена в 1779 году армянская церковь в Москве (не сохранилась).

В Выборге Фельтен строит лютеранский собор Святых Петра и Павла. Возможно, по проекту Фельтена была построена лютеранская деревянная церковь в Павловске (сгорела в 1876 году) и церковь в Мариенгофе на правом берегу Луги.

Образовательные учреждения

С 1760-х годов в России под влиянием идей Эпохи Просвещения развернулась деятельность по созданию воспитательных и разного рода благотворительных заведений, которую возглавил Бецкой, а неизменным исполнителем всех его замыслов оставался Фельтен.

Для Опекунского совета, ведавшего делами Воспитательного дома, Фельтен строит два здания.

В 1778—1779 годах он возводит здание Ломбарда и Воспитательного дома при нём. Главный фасад был обращён на Миллионную улицу и Красный канал. Чуть позже в комплекс вошли ещё два рядом расположенных дома. В 1797 году Петербургский Воспитательный дом был переведен в бывший дворец графа К. Г. Разумовского на Мойке, 48. В 1816 году архитектор В. П. Стасов, создавая здание Павловских казарм, несколько перепланировал и «одел» постройки единым фасадом, сохраняя пропорции и частично — первый ярус фельтеновского здания.

В 1764—1775 годах по проекту Юрия Матвеевича возводится здание Училища мещанских девиц близ Смольного монастыря. Окончание же строительства монастыря, возводившегося по проекту Франческо Растрелли и заброшенного после его отъезда, приказом Бецкого от 29 декабря 1764 года с 1 января следующего года было поручено Фельтену. Помощником к нему назначили П. Егорова, а несколько позднее и П. Крылова.

После смерти Кокоринова в 1772 году на Фельтена были возложены обязанности руководителя строительства здания Академии художеств. Непосредственно с именем зодчего связано окончание главного южного фасада здания и вестибюля с парадной лестницей. Помощниками в это время были ближайший ученик Егор Соколов и каменного дела мастер И. Руска.

Дворцовые постройки

1770—1780-е годы — период интенсивного дворцового строительства. Возглавив Контору от строений Фельтен так или иначе имел дело со всеми постройками дворцового ведомства. Ещё в 1762 году в южной части Зимнего дворца Фельтен готовит девять комнат для наследника. Фельтен руководит работами по возведению сооружений для грандиозного фейерверка по проекту Я. Штелина, устроенного 28 июня 1763 года. В 1764 году начинается возведение Малого Эрмитажа — здания, которое должно было стать символом просвещённой эпохи Екатерины II. В 1771 году Фельтен начинает строительство ещё одного дворцового корпуса в линию с Эрмитажем — здания Большого Эрмитажа на набережной. В 1780-х годах с возведением через Зимнюю канавку галереи-перехода к Эрмитажному театру окончательно формируется уникальный ансамбль дворцовых построек, выходящих на Неву. Редкому по смелости инженерного замысла сооружению арки через Зимнюю канавку архитектор нашёл и замечательное образное выражение, создав удивительный по красоте и законченности уголок Петербурга.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ