Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Шиман, Пауль: биография

Идеологическая позиция

За годы жизни Пауль Шиман прошёл путь от умеренно-либерального национализма к идеям равноправия национальных меньшинств и анационального государства. В свете взаимного неприятия балтийских немцев и коренного населения Латвии и Эстонии у него уже в 1907 году начала формироваться будущая идеологическая платформа по вопросу взаимодействия государства и национальных меньшинств.

Шиман был последовательным защитником права балтийских немцев на проживание в новых государствах Прибалтики, опирающегося на сотни лет их присутствия в этом регионе. Он боролся за закрепление в законах Латвии права балтийских немцев на культурную автономию и финансирование их культурных институтов со стороны государства, в то же время воздерживающегося от любого иного вмешательства в их деятельность. Другим пунктом его идеологии было признание права индивидуума на национальное самоопределение: с его точки зрения, не государство на основании генеалогических исследований или просто фамилии, а сам человек должен был решить для себя, хочет ли он быть внесённым в существовавший в Латвии реестр представителей национальных меньшинств (и платить добровольный дополнительный налог в этом качестве). Позиция Шимана и возглавляемой им Rigasche Rundschau снискали им уважение в среде ещё одного национального меньшинства — латвийского еврейства. Привлекало евреев и то, что Шиман вынашивал мечту о реформе среднего школьного образования, которое будет формироваться не государством, а совместными усилиями латышской, немецкой, русской и еврейской национальных общин.

Идея равноправия меньшинств сочеталась у Шимана с лояльностью и преданностью странам проживания, что выразилось и в службе в русской армии, и в призыве о возвращении балтийских немцев в 1919 году, и в политике, проводимой Германобалтийской демократической партией под его руководством. Его позиция по этому вопросу делала его мишенью критики со стороны более консервативных политиков-националистов как в Латвии, так и в Германии, но Шиман не изменил принципам лояльности даже когда в 1930 году у немцев Риги был отобран Домский собор. Важной частью его доктрины был постулат, что благополучие национального меньшинства никогда не должно ставиться выше интересов общества в целом.

Идеологически Шиман в равной степени был далёк как от национал-социализма и фашизма, которые, как он понимал, неминуемо должны были привести к подчинению одних наций другими, так и от советской версии социализма, в которой центральная власть постоянно и последовательно вмешивалась в жизнь каждого гражданина. Формальное предоставление равноправия всем народам в СССР в глазах Шимана сводилось к разрешению использовать национальный язык, в то время как другие аспекты интеллектуальной жизни жёстко регламентировались государством в интересах своей идеологии. Национальное государство, равно как коллективистское государство, в глазах Шимана были «иррациональными», тогда как рациональное государство должно быть основано на свободном сотрудничестве с целью достижения баланса между производством и потреблением.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ