Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Элбакян, Екатерина Сергеевна: биография

Доктор философских наук, профессор С. А. Хмелевская отмечает, что со следующей точкой зрения Элбакян «трудно не согласиться»: «Настойчивое, а ныне и формально удовлетворяемое желание Русской Православной Церкви сделать из теологии науку выглядит очень странно. Благодаря такой искусственной инициативе, с одной стороны, обмирщается и переводится в профанную сферу богословие, а с другой — профанируется наука».

Кандидат философских наук Н. С. Поляков пишет, что

Все более очевидно, что разрешение этого конфликта возможно только через обоюдное признание и максимально строгое различение направленности познавательного интереса обеих дисциплин. Показательной является позиция Е. С. Элбакян, по мнению которой «религиоведение и теологию отличают друг от друга объект рассмотрения и сам способ этого рассмотрения», то есть в религиоведении объектом рассмотрения является религия, а в теологии — Бог. При этом нельзя не отметить, что в отечественных научных кругах в последние годы наблюдается значительное усиление интереса к обсуждению вопросов, традиционно относящихся к предметной области теологии. Наглядными иллюстрациями этого процесса являются регулярно проходящие научные конференции, посвященные вопросам взаимодействия науки и теологии перед лицом социальных, экологических и иных катастроф.

Религиовед М. Г. Писманик называет следующую точку зрения Элбакян «верной»:

Религиоведение и теологию отличает друг от друга объект рассмотрения и сам способ этого рассмотрения. Если религиоведение в качестве своего предмета изучает религию, которая является объектом его анализа, то теология рассматривает в качестве своего объекта прежде всего Бога.

Кандидат философских наук А. Ю. Лаврентьева отмечает, что по мнению Элбакян религиоведение отличается от теологии тем, что «задачей религиоведения является объективное и беспристрастное исследование религии».

Кандидат философских наук Е. Н. Чеснова отмечает, что разделяет взгляд Элбакян о том, что «квазирелигиозность „характеризуется теми же особенностями, что и религиозность“» и что различные компоненты квазирелигиозности «присущи многим новым религиозным движениям, вневероисповедной мистике».

Кандидат исторических наук Т. В. Кисельникова отмечает, что разделяет следующий взгляд Элбакян об интеллигенции, изложенный Элбакян в статье «Между молотом и наковальней (Российская интеллигенция в ушедшем столетии)»:

Интеллигенция — социальная группа, которая занимается умственным трудом, отличается высоким образовательным уровнем и творческим характером своей деятельности, проявляющимся в привнесении личностно-индивидуального начала в эту деятельность, производит, сохраняет и несёт в другие социальные группы общечеловеческие ценности и достижения мировой культуры, обладает специфическими психологическими чертами и позитивными нравственно-этическими качествами. Последнее можно назвать интеллигентностью.

Доктор исторических наук В. Г. Мокшин указывает, что среди важных отличительных черт интеллигенции Элбакян выделяет «„религиозное настроение“, причудливо переплетающееся с атеистической идеологией» и отражаемое в «некритической вере интеллигенции в силу разума, добровольном стремлении к бедности и мессианском восприятии своего служения народу». Мокшин отмечает, что данное противоречие «Элбакян вполне справедливо объясняет переходным состоянием тогдашнего общества».

Отзывы

Положительные

В 2004 году кандидат социологических наук Т. В. Башлыков, отмечая, что вопрос «религиозной ситуации в современной России и проблемы её изучения» широк рассматривался во множестве научных работ, включал Е. С. Элбакян в список «наиболее значимых, по нашему мнению, авторов» по данной теме.

В 2004 году кандидат философских наук Н. В. Баскакова отмечала следующее:

Среди работ последнего времени прежде всего надо остановиться на монографии Е. С. Элбакян «Религия в сознании российской интеллигенции XIX — начала XX вв.: философско-исторический анализ», в которой теоретически обобщена и решена крупная научная проблема, имеющая важное социально-культурное значение — выявлена «многослойность» мировоззрения интеллигенции, наслоение элементов различных мировоззрений в её сознании; дан анализ специфики религиозного феномена как компонента идеологии и ментальности интеллигенции; выявлены особенности отношения к религии различных групп российской интеллигенции, и раскрыт широкий спектр нерелигиозных и религиозных ориентаций различных групп интеллигенции в начале XX века.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ