Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Петляков, Владимир Михайлович: биография

Самолёт АНТ-4 стал первым тяжелым бомбардировщиком, за что получил обозначение ТБ-1. Сложность конструкции самолёта заставила создать вначале деревянный макет самолёта, большую часть работ по которому была возложена на В. М. Петлякова. Для выноса крыла из помещения пришлось проломить часть стены. Все работы по окончательной сборке самолёта на Центральном (Ходынском) аэродроме были возложены на Петлякова. В дальнейшем у Туполева он всегда отвечал за подготовку самолётов к летным испытаниям и передачу в серийное производство.

По своим тактико-техническим характеристикам и размерам АНТ-4 превосходил зарубежные самолёты данного класса и было решено показать его в зарубежных полетах. Для этого с самолёта было снято вооружение, заделан бомбоотсек и самолёт получил название «Страна Советов». Техническим руководителем перелета 1929 г. Москва — Петропавловск-Камчатский — Сан-Франциско — Нью-Йорк был назначен В. М. Петляков. На территории США самолёт совершил посадки в Сиэттле, Сан-Франциско, Солт-Лейк-Сити, Чикаго, Детройте и Нью-Йорке. При подходе к городу АНТ-4 сделал круг над статуей Свободы, затем к нему присоединилась эскадрилья американских самолётов, и они вместе зашли на аэродром Лонг-Айленд в 40 км от города. Там их встречала 35-тысячная толпа, а за забором оставалось ещё около 70 тысяч человек. В то время дипломатические отношения между СССР и США ещё отсутствовали и перелет был очень важен для их установления.

В 1933 г. А. В. Ляпидевский получил звание Герой Советского Союза № 1 за спасение челюскинцев на самолёте АНТ-4. В 1939—1940 гг. участие самолётов ТБ-1 позволило прорвать до этого неприступную «линию Маннергейма», что в итоге привело Финляндию к поражению.

В 1928 году В. М. Петляков официально возглавил бригаду тяжелых самолётов — любимое направление А. Н. Туполева. Вторым тяжелым бомбардировщиком стал АНТ-6 (ТБ-3), впервые поднятый в воздух М. М. Громовым 22.12.1930. Для усиления прочности бензобаков это огромного самолёта (размах крыльев — 40 м, 4 двигателя) Петляковым было предложено делать баки клепаными из листового дюралюминия с прокладками из ватмана, покрытого толстыми слоями шеллака. Подобная конструкция использовалась на советских самолётах ещё в течение 20 лет.

ТБ-3 были выпущены крупной серией и составляли основу советской бомбардировочной авиации. За выдающиеся успехи в области конструирования тяжелых самолётов, их внедрение в серийное производство и эксплуатацию в ВВС В. М. Петляков был награждён в 1933 г. орденами Красной Звезды и Орденом Ленина (второй орден — к XV-летию ЦАГИ).

Самолёты ТБ-3 применялись на Халхин-Голе (Советско-японская война), на Карельском перешейке (Советско-финская война), при обороне Смоленска, наступательных операциях под Москвой, у Мурманска и при бомбардировках немецко-финских войск в Петрозаводске (Великая Отечественная война). Доработанный ТБ-3 использовался в качестве самолёта-носителя проекта «Звено», несущего от одного до шести истребителей для увеличения радиуса их действия. Самолёты ТБ-3 без вооружения доставили на Северный полюс участников первой в истории полярной дрейфующей станции Северный полюс-1 во главе с И. Д. Папаниным.

Следующим тяжелым бомбардировщиком стал ТБ-4 (АНТ-16), имевший гигантские размеры: высоту более 11 м, длину 32 м и размах крыла 54 м. Вспоминает Герой Советского Союза П. М. Стефановский: «ТБ-4 заставил забыть и о характере, и о привычках. Он просто потрясал! Человек среднего роста свободно расхаживал не только в фюзеляже,но не пригибался и в центральной части крыла. Оборудование чудовищной машины напоминало небольшой промышленный комбинат. Имелась даже самая настоящая малогабаритная электростанция для автономного энергопитания всех самолётных агрегатов… Различное оборудование, вооружение, системы и аппараты управления заполнили всю внутренность самолёта диковинных размеров. М. М. Громов, передавая мне машину, охарактеризовал её более чем кратко: „Хорошо летает. Сам увидишь“».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ