Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Петляков, Владимир Михайлович: биография

Испытания самолёта в воздухе начались 22 декабря 1939 г. и показали, что истребитель имеет дальность 1,400 км, скорость 535 км/ч и потолок 12,000 м. ВИ-100 участвовал в воздушной части парада 1 мая 1940 г. на Красной площади, за чем его создатели наблюдали не с гостевых трибун, а с крыши здания КОСОС ЦАГИ — их тогдашней тюрьмы. По ошибке П. Стефановский забыл убрать шасси, однако к счастью для всех «обошлось». Между тем в конце мая Петлякову, признавшему на допросах в Бутырке в конце 1937 г. свою вину, был объявлен приговор: 10 лет лагерей, 5 лет поражения в правах и полная конфискация имущества.

Испытания ВИ-100 закончились успешно, однако 4 июня было принято решение о «перепрофилировании» высотного истребителя в пикирующий бомбардировщик, причем на чертежи для нового самолёта отводилось всего 1,5 месяца. За это время коллективу предстояло разработать и испытать практически новый фюзеляж, тормозные щитки и систему управления ими, коренным образом пересмотреть размещение экипажа, изменить винтомоторную установку. Установленные жесткие сроки были выполнены и через три недели был предъявлен макет самолёта, а 23 июля началось его серийное производство на заводах № 22 и 39 в Москве.

В качестве вознаграждения за выполненную работу Петляков и сотрудники его КБ были выпущены на свободу. Перед встречей с родными Петлякова отвезли в Центральный универмаг, где купили новый костюм, рубашку и галстук, а в кармане пиджака он обнаружил приличную сумму денег. При этом полностью обвинения были сняты с авиаконструктора только в 1953 г., уже после его гибели.

В октябре В. М. Петляков был назначен главным конструктором завода № 39, а 15 декабря Н. Федоров впервые поднял в воздух самолёт, который в соответствии с принятым в декабре правилом обозначения типов самолётов по первым двум буквам фамилии главного конструктора получил имя Пе-2. 16 января 1941 г. задание на производство Пе-2 получили заводы № 124 в Казани, № 125 в Иркутске и № 450 в Воронеже. В феврале В. М. Петляков был назначен главным конструктором завода № 22.

За 5 месяцев до начала войны было выпущено 306 самолётов Пе-2. В марте 1941 г. В. М. Петлякову была присуждена Сталинская премия I степени за выдающиеся успехи в создании пикирующих бомбардировщиков и принятия их на вооружение ВВС. ОСОС ЦАГИ получил миллион рублей на поощрение конструкторов за сверхскоростные сроки сдачи чертежей и освоение серийного выпуска Пе-2. Коллеги Петлякова получили по 20-25 тысяч рублей. Узнав о том, что выделенных денег не хватило на премирование чертежников, попросил распределить между ними свою премию и сохранить это в секрете. [И. Лопатин рассказал об этом жене В. М. уже после гибели Петлякова]

17 сентября В. М. Петляков был награждён вторым орденом Ленина за выдающиеся успехи в области конструирования боевых самолётов, принятых на вооружение ВВС Красной Армии". В октябре В. М. Петляков руководит эвакуацией завода № 22 в Казань на территорию завода № 124.

В августе совершил свой первый полет, а в сентябре был запущен в серию высотный истребитель Пе-3.

12 января 1942 года В. М. Петляков направляется из Казани в Москву для встречи с наркомом авиационной промышленности Шахуриным о судьбе производства Пе-2 в Казани. Дело в том, что в декабре 1941 г. принимается решение о разворачивании производства на заводе самолёта Ту-2. Однако самолёт терпит катастрофу, в которой погибает весь экипаж и В. М. Петляков… В. М. Петляков похоронен на Арском кладбище в Казани. Его имя носит Таганрогский авиационный колледж, улицы в Казани, Таганроге и Москве, площадь в Кривом Роге и школа в с. Самбек.

Версии гибели

  • Плохие погодные условия. По словам очевидцев падения самолёта, погода была морозная и ясная. Однако судя по сводке о погоде, в районе Арзамаса наблюдалась низкая (до 200 м) облачность.
  • Пожар. Несмотря на то, что очевидцы утверждали о пожаре в воздухе, по данным медэкспертизы окиси углерода в организме погибших не обнаружено. Тем не менее, в акте комиссии под председательством командира АПОН полковника Н. Г. Мурзина (из прочих подписавших акт наиболее известен профессор А. В. Чесалов, тогда и. о. начальника ЛИИ) указан «пожар на борту самолёта на малой высоте».
  • Отказ двигателя по причине возгорания. Это наиболее вероятная версия, так как самолёт незадолго перед падением развернуло влево. Сложность пилотирования Пе-2 на малых скоростях обусловливается применением «скоростного» профиля крыла, ибо первоначально это был высотный перехватчик. Вышеприведённый акт комиссии по расследованию обстоятельств катастрофы «исключает причину загорания самолёта от моторов» и констатирует, что приёмка (в авральные дни конца декабря) и подготовка были проведены халатно.
  • Обстрел зенитчиками, защищавшими мост через Пьяну. Версия подтверждения не нашла.
  • Столкновение в воздухе с другим Пе-2. Несмотря на мнение старожилов деревни Мамешево, никакого отношения к действительности эта версия не имеет.
  • «Причины нелепой гибели конструктора и по сей день остаются не совсем понятными. По служебным делам В. М. Петляков должен был срочно вылететь из Поволжья в Москву. На площадке завода имелось два самолёта Ли-2, предназначенных специально для почтово-пассажирской связи с Москвой. Почему Владимир Михайлович не обратился ни к директору завода, ни к начальнику военной приемки, в ведении которых находились Ли-2, остается совершенно непонятным, если не считать застенчивость и необычайную деликатность Владимира Михайловича. Почему он, никому не сказав ни слова о своем отлете, попросился на один из Пе-2, в составе большой группы перегонявшийся через Москву на фронт? Почему, несмотря на свирепые морозы, был одет легко, в демисезонное пальто и ботинки? На эти вопросы никто не мог ответить. Командир перегоночной группы, думая, очевидно, что его просит об услуге рядовой работник завода, посадил Владимира Михайловича в первый подвернувшийся под руку самолёт, экипаж которого оказался недостаточно опытным. Оторвавшись от земли, самолёт быстро полез вверх, вошел в низкую облачность и через несколько минут, делая, как можно было определить по звуку мотора, круг над аэродромом, вывалился из облаков. В беспорядочном падении, с полностью работающими моторами, машина врезалась в землю. Гибель всего экипажа и конструктора произошла мгновенно.» Туманский, Алексей Константинович «Полет сквозь годы»

Известные модели самолётов

  • Тяжелый бомбардировщик ТБ-3 (АНТ-6)
  • Пассажирский самолёт АНТ-14 «Правда»
  • Тяжелый бомбардировщик ТБ-4 (АНТ-16)
  • Агитационный самолёт АНТ-20 «Максим Горький»
  • Тяжёлый бомбардировщик дальнего действия Пе-8 (АНТ-42, ТБ-7)
  • Высотный истребитель ВИ-100
  • Пикирующий бомбардировщик Пе-2
  • Высотный истребитель Пе-3

Награды

  • два ордена Ленина
  • орден Красной Звезды
  • Сталинская премия первой степени (1941) — за разработку конструкции самолёта («Пе-2»)

Память

  • Таганрогский авиационный колледж им. В. М. Петлякова.
  • Памятник перед входом в Таганрогский авиационный колледж имени В. М. Петлякова в городе Таганроге.
  • Улица Петлякова в городе Таганроге.
  • Улица Петлякова в городе Казани.
  • Улица Петлякова в городе Донецк.
  • Площадь Петлякова в городе Кривой Рог.
  • Мемориальная доска в городе Москве на улице Земляной вал, дом 25 (автор С. В. Клепиков, открыта 19.10.1984).
  • Памятник в городе Сергаче.
  • Памятная доска на месте гибели Петлякова в поле возле деревни Мамешево Сергачского района.
  • Улица Авиаконструктора Петлякова в городе Москве.
  • Мемориальная доска в городе Казань на улице Академика Королева, дом 26.
  • Школа имени В. М. Петлякова в с. Самбек Неклиновского района Ростовской области.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ