Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Саакадзе, Георгий: биография

После разорения Кахети Аббас I вторгся в Картли. На картлийском престоле в то время сидел сын Давида, магометанин Баграт. Шах разорил поместья тавадов — сторонников Теймураза, призвал в своё войско детей картлийских азнауров, а затем с богатой добычей и пленными вернулся в Иран. Эти походы иранского шаха имели для Грузии тяжёлые последствия. Вероятно именно в это время у шаха возник и сложился план об упразднении Кахетинского и Карталинского царств и переселении всего грузинского населения в Персию, а грузинские земли он решил заселить иранскими племенами и армянами.

Ряд источников более поздней эпохи приписывают Великому Моурави пособничество шаху в этих нашествиях, однако позднее грузинская историография пришла к заключению, что это не соответствует истине, поскольку во-первых, в этих источниках допущены грубые несоответствия; во-вторых, ни один источник времен Великого Моурави, ни шахские историки — Искандер Мушни и Малик-шах Хусейн Систани, ни другие источники не упоминают Моурави в этих событиях; в-третьих, сам царь Теймураз, в письме к Михаилу Романову, описывая вторжение шаха в Кахети, ни разу не упоминает Моурави: «…пришёл вскоре со всеми людьми на нашу землю. И яз против него постоял немного и, увидя своё изнеможенье, пошёл из своей земли прочь в Башачицкую землю». Кроме того, когда враги Великого Моурави пытались преследовать его мать, то заступились именно кахетинцы: Алавердский митрополит, Шермазан Чолокашвили и Нодар Джорджадзе — ближайшее окружение царя Теймураза: «Да будет Господь милостлив к батони митрополиту, Шермазану и Нодару, они не позволили, как это, мол, допустимо, чтобы столь почтенную и уважаемую госпожу схватить и пленницей отдать в руки. На этом настояли и не позволили». Если бы Великий Моурави был виновником разорения Кахети, разве кахетинцы, полные горечи и ненависти к разорителям их Родины, стали бы защищать (да ещё и называть её почётной госпожой!) мать виновника их разорения, когда семьи многих из них погибли или были угнаны в Иран? Следовательно, они знали, что в происшедшем нет вины Великого Моурави. Лучше других знал об этом Нодар Джорджадзе, находившийся в лагере шаха по воле Теймураза. Обратим внимание на заявление Кайхосро Джавахишвили, одного из наиболее ярых врагов Моурави, который громогласно отмечает заслуги Великого Моурави перед Грузией: «Упаси Господи,… чтобы я напал на батони Моурави и желал бы его смерти, или шёл бы, чтобы убить его. Этим погрешил бы я сперва перед Богом, а затем и перед всей Грузией…» В поэме Иосифа Тбилели «Дидмоуравиани» Великий Моурави обращается к царю Теймуразу:

«Шах пожаловал в Кахети, Вам дела его известны! Перешёл затем он в Картли, но не стал громить и рушить. Два царя ушли, оставив свой наследственны удел, Оба отбыли к имерам; как же в том меня винить?»

Более того, по-видимому именно в это время Саакадзе начал тайные переговоры с кахетинскими, а затем и с карталинскими князьями о заговоре против Персии, что вылилось в Марткопское восстание 1625 года.

Из Картли шах Аббас I посылает Шадимана Бараташвили в Имеретию за Луарсабом II, которого Шадиман уговаривает и привозит к шаху. Шах ласково встречает Луарсаба, но забирает в Исфаган в качестве «почётного и дорогого гостя», где предлагает ему принять ислам, а после отказа последнего заключает его сперва в Астарабадскую, а затем в Гулабскую крепость. В 1622 г. Луарсаб II принял мученическую смерть: за отказ принять ислам его, по приказу Аббаса I, удавили тетивой лука. Грузинская церковь причислила царя-мученика к лику святых (день празднования 21 июня). Те же источники, которые приписывают Великому Моурави пособничество шаху в нашествиях на Кахети, обвиняют его в смерти Луарсаба II, однако современные исследователи полностью отвергли эти обвинения. Более того, факт невиновности Великого Моурави в смерти царя, столь бесспорно доказан, что Православная церковь внесла изменения в книгу «Житие грузинских Святых» и, если ранее там виновником смерти Луарсаба II был назван Моурави, то теперь эта ошибка исправлена.

Борьба грузин за самосохранение, провал плана Аббаса I о переселении грузин в Персию

КОММЕНТАРИИ
Наталья Измайлова

В детстве я обожала книгу Анны Антоновской "Великий Моурави" и даже писала о ней в школьном задании написать о любимой книге. Потом искала материалы о Георгии Саакадзе, работая в Публичной библиотеке. Кстати, ничего на русском языке не нашла: книги Иоселиани 1848 года в каталогах не было ( грузинского языка не знаю). Эта биография производит впечатление серьезного компилятивного труда. Спасибо.

Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ