Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Чжан Бинлинь: биография

Последние попытки политической деятельности

В марте 1917 года Чжан Бинлинь основал Общество древних наук Азии, которое в сентябре выпустило установочный номер журнала «Великая Азия» сразу на китайском, японском и английском языках. Целью общества было сплочение интеллектуалов разных восточных стран с целью перевоспитания своих народов в духе взаимного уважения. Одновременно он деятельно включился в работу партии Гоминьдан, так что его жена — Тан Голи — писала: «для Чжана существовало только государство, и не существовало семьи». 3—5 июля 1917 года прошло несколько совещаний Сунь Ятсена с Ляо Чжункаем, Чжу Чжисинем и Хэ Сяннянем, на которых присутствовал и Чжан Бинлинь. На совещаниях было решено объявить войну северным милитаристам, лидером которых был Дуань Цижуй. В октябре Чжан Бинлинь был назначен чрезвычайным посланником в Юньнани, лидеры которой должны были поддержать Сунь Ятсена. Заручившись согласием наместника Тан Цзияо, в январе 1918 года Чжан Бинлинь отбыл в Чунцин, где 12 января местная интеллигенция пышно справила 50-летие мыслителя (по китайскому счёту от зачатия). Миссия в Сычуани, однако, потерпела полное поражение. Не смирившись с неудачей, Чжан Бинлинь отправился в Хубэй, но тщетно. Совершенно разочарованный, в октябре 1918 года он вернулся в Шанхай. Неудачные попытки объединения Севера и Юга привели к тому, что в 1919 году он начал сомневаться в целесообразности воссоздания единого государства. Чжан Бинлинь стал призывать к автономии провинций юго-запада.

Самым тяжёлым в жизни Чжан Бинлиня стал 1920 год — до апреля он болел желтухой, последствием которой стал хронический холецистит, в июле он едва не умер от пневмонии, от которой оправился только к октябрю. В октябре собрался в Чанша, посетив по пути родной уезд, в котором не был 17 лет. 1 ноября 1920 года в Хунани была провозглашена самоуправляемая федерация провинций. Одновременно он занял резко антикоммунистическую позицию, поскольку КПК, с его точки зрения, была выразителем интересов не Китая, а России. Он полностью разошёлся во мнениях с Сунь Ятсеном и основал «Клуб товарищей Синьхайской революции», который резко выступал против политики союза Гоминьдана и коммунистов. После смерти Сунь Ятсена (12 марта 1925 года) он вошёл в комиссию по организации похорон и произнёс надгробную речь.

Последние годы жизни

В 1920—1930-е годы Чжан Бинлинь активно занимался научно-просветительской деятельностью. Ещё в 1922 году он прочитал цикл из 10 лекций, но они не имели успеха: язык и тематика Бинлиня казались архаичными. Страдая множеством хронических заболеваний (холецистит, астма, малярия), он занялся исследованием и пропагандой китайской медицины. Всего он опубликовал более 100 заметок и статей на эту тему, пытаясь дать и естественнонаучную оценку китайской традиционной медицины. Однако его всё больше и больше интересовала традиционная культура, что повлекло за собой следующее определение Лу Синя:

Чжан Тайянь хотя и стал вначале революционером, но впоследствии ушёл на покой, как учёный отгородился от современников стеной.

Чжан Бинлинь не остался равнодушным к японской агрессии. В 1932—1933 годах он подписывал воззвания, ездил в Пекин, пытаясь убедить военных деятелей активизировать движение сопротивления, но никакого эффекта эти выступления не дали.

В последние пять лет жизни Чжан Бинлинь вёл интенсивную научную и просветительскую деятельность, общался с западными и японскими синологами. Он последовательно пропагандировал традиционную китайскую науку. Весной 1932 года он прочитал в Пекинском университете лекцию на тему упорядочения базисных знаний в области изучения канонов, а в январе 1933 года вступил в Сучжоу в Общество национальной науки. В 1934 году он возродил Курсы национальной науки, на которых преподавал три раза в неделю по два часа, слушателями его были около 100 человек из 20 различны городов. Несмотря на болезнь — рак носоглотки, он активно работал; в число преподаваемых дисциплин входили филология, классический канон, история и традиционная философия. На лечение Чан Кайши прислал ему 10 000 юаней, которые учёный потратил на нужды курсов. Бинлинь искренне считал, что пропаганда традиционной науки ведёт к углублению национализма и, как следствие, патриотизма. Эту мысль он выразил в письме редактору газеты «Да гун бао» Чжан Цзилуаню, датированном июлем 1935 года. Учёный скончался 14 июня 1936 года, оставив следующее завещание:

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ