Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Чжан Бинлинь: биография

Если инородцы овладеют Китаем, современники и потомки лишатся чинов и жалованья.

Центральные органы Компартии и Гоминьдана поместили некрологи, отдавая должное заслугам учёного и политика. Гоминьдан распорядился выделить 100 000 юаней на похороны национального масштаба, но из-за начавшейся японо-китайской войны так ничего и не было сделано. Во время японской оккупации Ханчжоу прах Чжан Бинлиня опустили в колодец на заднем дворе его дома. Официальные похороны прошли только в 1955 году; согласно завещанию, прах был погребён на берегу озера Сиху рядом с борцом с маньчжурским завоеванием Чжан Хуанянем. На могиле начертали иероглифы из его предсмертного послания 1913 года, когда он пытался покончить с собой. В 1983 году решением китайского правительства Чжан Бинлинь был занесён в список 83 выдающихся людей Китая.

Личность

Будучи интеллектуалом, почти постоянно погружённым в решение сложных общественных и научных задач, Чжан Бинлинь мало внимания уделял лично себе и бытовой стороне жизни. Внешне это выражалось в неопрятности и постоянных курьёзных ситуациях, в которые он регулярно попадал. По рассказам очевидцев, работая в американском колледже в Шанхае, глубоко задумавшись, Чжан часто заходил в соседний дом. Обрезав в 1899 году косу, он был вынужден носить накладную, чтобы не вызывать подозрений внешним видом, но поскольку не любил ходить к парикмахеру, его фальшивая коса регулярно выпадала из-под шапки к удивлению прохожих. Волосы он носил довольно длинные, расчёсывая их на обе стороны. Его бытовые обыкновения описывал Сюн Юэчжи: в летнее время Чжан Бинлинь носил китайский халат, набрасывая поверх него кимоно японского покроя, вместо пояса носил соломенную верёвку, а обувь всегда надевал на босу ногу. В помещении, как правило, ходил обнажённым по пояс и постоянно обмахивался веером. В Иокогаме он поселился над харчевней и насквозь пропитался кухонным чадом и дымом. Малопривлекательным был и его внешний облик: он редко мылся, не любил менять одежду, а рукава его халата имели отталкивающий вид, потому что он использовал их вместо носового платка.

Чжан Бинлинь часто выпивал, пристрастившись к алкоголю ещё в детстве под влиянием дяди со стороны матери.

Идейное наследие и вклад в интеллектуальную историю

Чжан Бинлинь — один из самых парадоксальных и противоречивых китайских мыслителей Нового времени. Выступая за революцию и считаясь наряду с Сунь Ятсеном главным идеологом революционного движения в Китае, он в целом ряде положений своей теории смыкался с китайскими консерваторами. Всё его идейное наследие являло собой эклектическую смесь ультрарадикального национализма, революционности с одной стороны и приверженности к идеалам старины — с другой.

Чжан Бинлинь не отличался последовательностью в высказываниях, часто менял свои убеждения, а собственные концепции излагал настолько архаичным и витиеватым языком, что смысл его работ был зачастую непонятен даже образованным современникам. Лу Синь особо подчёркивал, что у Чжана был «таинственно-древний стиль, который было трудно понять».

Национализм

Ядром политико-правовых взглядов Чжан Бинлиня являются верховенство закона и национализм. Однако если другие мыслители Китая того времени понимали национализм в культурном и социальном плане — как восприятие достижений европейской культуры при сохранении национальной специфики (Кан Ювэй, Янь Фу, Лян Цичао) — или в политическом смысле — как борьбу за национальную независимость и совершение национальной революции (Сунь Ятсен), то Чжан Бинлинь толковал национализм в самом буквальном, радикальном смысле: как превосходство китайской нации и созданной ею культуры не только над маньчжурами, но и над всей европейской цивилизацией. Чжан Бинлинь констатировал удручающее положение китайцев: по его мнению, нация, которой была уготовлена великая роль в истории, нация с древнейшей и высочайшей культурой, вот уже третий век находилась под властью маньчжуров, а в последнее время претерпевала всё новые и новые унижения от так называемых великих держав. Именно маньчжуры и иностранцы были, по мнению Чжан Бинлиня, главной причиной всех бедствий Китая. Именно против этих старых и новых завоевателей, «старых и новых варваров» должна быть направлена борьба ханьского народа.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ