Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Якопо ди Чоне: биография

К 1385—1390 годам относят Триптих «Мадонна с младенцем, св. Агатой и св. Лючией», который Якопо написал для приходской церкви св. Агаты в Скарперья.

Среди сохранившихся поздних произведений Якопо самое крупное — Триптих «Мадонна с младенцем и святыми» (центральная панель «Мадонна с младенцем» — 136,5х68,6 см, боковые — 124,561 см). Он был написан для флорентийской церкви Сан Лоренцо и ныне хранится в Академии Искусств, Гонолулу. На триптихе есть дата — 1391 год. На боковых панелях художник изобразил св. Аббата Амато, св. Конкордию, св. Андрея и св. Папу Марка, чьи мощи хранятся в церкви Сан Лоренцо.

В разных музеях и частных коллекциях мира хранится более 130 произведений, так или иначе связываемых с именем Якопо ди Чоне: большие полиптихи, портативные триптихи, отдельные «Мадонны с младенцем» и разрозненные святые, ранее составлявшие полиптихи. Часть этой продукции в силу сходства манеры делит авторство с братом Якопо — Андреа Орканьей, часть приписывается как Якопо, так и другим художникам (в зависимости от автора предложенной атрибуции).

По мнению исследователей, суть искусства Якопо ди Чоне заключалась в продолжении и расширении формулы, созданной его братом Андреа Орканьей. Художественная практика Якопо позволила эту манеру, характерную для флорентийского искусства середины треченто, донести до XV века. Особенностью его искусства была утрата интереса к натурализму и изображению трёхмерного пространства, использовавшегося Джотто, и перенос акцента на декоративные аспекты — изображение дорогих тканей, использование техники сграффито для передачи золотых узоров, «ювелирно» оформленные золочёные нимбы святых, узорчатые рамы, выполненные в технике пастилья, и имитации стекла и полудрагоценных камней.

Библиография

  • O. Sirn, Giotto and some of his followers, Cambridge, MA, 1917, pp. 256–262;
  • M. Battistini, L’affresco di I. di C. e di Niccol di Pietro nel palazzo dei Priori a Volterra, in L’Arte, XXII (1919), pp. 228 s.;
  • R. Van Marle, The development of the Italian schools of painting, III, The Hague 1924, pp. 491–500;
  • B. Berenson, Italian pictures of the Renaissance, Oxford 1932, pp. 273–275;
  • R. Offner, The Mostra del Tesoro di Firenze Sacra, I, in The Burlington Magazine, LXIII (1933), p. 84 n. 59;
  • Id., A Florentine panel in Providence and a famous altarpiece, in Studies of the Museum of art of the Rhode Island School of design, Providence 1947, pp. 43–61;
  • B. Berenson, Italian pictures of the Renaissance. Florentine school, I, London 1963, pp. 103–106, 163;
  • L. Marcucci, Gallerie nazionali di Firenze.I dipinti toscani del secolo XIV, Roma 1965, pp. 99–105;
  • R. Offner — K. Steinweg, Corpus of Florentine painting, sect. 4, III, New York 1965, pp. 7–13;
  • M. Boskovits, Pittura fiorentina alla vigilia del Rinascimento, Firenze 1975, pp. 50–54, 68-71, 95-98, 321—330;
  • R. Fremantle, Florentine Gothic painters, London 1975, pp. 161–172;
  • R. Offner, Corpus of Florentine painting, Suppl., A legacy of attributions, a cura di H.B.J. Maginnis, Florence 1981, pp. 34 e 89;
  • A. Padoa Rizzo, Per Andrea Orcagna pittore, in Annali della Scuola normale superiore di Pisa, s. 3, XI (1981), p. 887;
  • E. Borsook,I. di C. and the Guild Hall of the judges and notaries in Florence, in The Burlington Magazine, CXXIV (1982), pp. 86–88;
  • L. Bellosi, in Sassetta e i pittori toscani tra XIII e XV secolo (catal.), a cura di L. Bellosi — A. Angelini, Siena 1986, pp. 25–28;
  • E. Biagi, I., in La pittura in Italia. Il Duecento e il Trecento, II, Milano 1986, p. 587;
  • M. Davies — D. Gordon, The early Italian schools before 1400,London National Gallery Catalogues, London 1988, pp. 45–56;
  • A. Tartuferi, I. di C., in Gothic to Renaissance. European painting 1300—1600, London-New York 1988, pp. 60–62;
  • A. Tartuferi, I «primitivi» italiani della National Gallery a Londra: un nuovo catalogo e alcune considerazioni, in Arte. Documento, 1989, n. 3, pp. 52 s., 56 nn. 25-29;
  • A.S. Labuda, I., in Opus sacrum (catal., Warsaw), a cura di J. Grabski, Wien 1990, pp. 34–39;
  • J. Dunkerton, S. Foister, D. Gordon, N. Penny. Giotto to Durer, Yale University Press, 1991, pp. 232–235.
  • A. Tartuferi, Maestro della Predella dell’Ashmolean Museum, in Dipinti e sculture in una raccolta toscana, secoli XIV—XVI, a cura di M. Boskovits, Firenze 1991, pp. 66–69;
  • E.S. Skaug, Punch marks from Giotto to Fra Angelico, I, Oslo 1994, pp. 193–200;
  • G. Kreytenberg, I. di C., in The Dictionary of art, VII, London 1996, pp. 337–339;
  • A.G. De Marchi, I. di C., in Enc. dell’arte medievale, VII, Roma 1996, pp. 244–246;
  • A.G. De Marchi, in F. Zeri — A.G. De Marchi, La Spezia. Museo civico Amedeo Lia. I dipinti, Cinisello Balsamo 1997, pp. 158 s.;
  • W.R. Levin, A lost fresco cycle by Nardo and I. at the Misericordia in Florence, in The Burlington Magazine, CXLI (1999), pp. 75–80;
  • D. Benati, in Da Bernardo Daddi a Giorgio Vasari (catal.), Firenze 1999, pp. 50–52;
  • S. Chiodo, inDipinti italiani del XIV e XV secolo. La collezione Crespi nel Museo diocesano di Milano, a cura di M. Boskovits, Ginevra-Milano 2000, p. 34;
  • G. Kreytenberg, Orcagna. Andrea di Cione, Mainz 2000, pp. 158–162, 181, 250;

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ