Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Дёмин, Анатолий Сергеевич (музыкант): биография

Музыкальное училище Дёмин так и не окончил. Уже на втором курсе его вызвал к себе ректор ЛГК Павел Алексеевич Серебряков и настоятельно потребовал, чтобы Дёмин играл вступительные экзамены в консерваторию. Дёмин с успехом поступил в Ленинградскую консерваторию в класс профессора П. К. Орехова. Сам Орехов был на гастролях в то время, когда ректор решал судьбу Дёмина, и был очень удивлен, обнаружив такую перемену в статусе своего студента. Через некоторое время Дёмин начал работать первым валторнистом в оркестре Ленинградского Малого оперного театра, где выучил наизусть практически весь репертуар первого валторниста в оперном театре.

В 1952 году, когда А. С. Дёмин был на третьем курсе ЛГК, с ним произошло событие, изменившее всю его дальнейшую жизнь. Один из друзей пригласил его в Бологое под предлогом «на картошку». И попросил обязательно взять с собой валторну, чтобы «что-то там поиграть». Как рассказывал впоследствии сам Анатолий Сергеевич: «просыпаюсь утром в поезде, смотрю в окно — столица!» И только тут выяснилось, что товарищ привез его на прослушивание в Большой театр! И вот к 9 утра не выспавшийся, совершенно не ожидавший такого поворота событий Дёмин явился в Большой театр и попал, что называется, в самый крутой переплет: в театре проходило собрание всех дирижеров, и прослушивание назначили сразу по окончании этого собрания. Дёмин рассказывал, что когда он вышел в Бетховенский зал играть прослушивание, и увидел в зале практически всех именитых дирижеров того времени — Н. С. Голованова, А. Ш. Мелик-Пашаева и других, он не на шутку начал волноваться, и решил, что закроет глаза, чтобы не смотреть в зал. Играл он тогда «Вокализ» С. В. Рахманинова в оригинальной (высокой) тональности. Анатолий Сергеевич надеялся, что его возьмут в оркестр стажером. Через семь месяцев (оформление документов в ведущие творческие коллективы в то время было делом весьма долгим) он был зачислен в оркестр Большого театра на должность солиста группы валторн. Так из Ленинградского студента Дёмин стал солистом одного из самых профессиональных и прославленных коллективов страны.

Работа в Большом Театре существенно повлияла на формирование личности молодого музыканта, развитие его исполнительского кругозора, интерпретаторскую культуру. Первое время, как говорил Анатолий Сергеевич, я буквально жил в театре: утром репетиция, вечером — спектакль, а между ними я занимался на инструменте, ходил на репетиции певцов, слушал, запоминал, учился вокальным приемам. Там, в театре, Дёмин познакомился с выдающимися музыкантами, певцами, дирижерами. С теплотой и благодарностью Дёмин вспоминал Тимофея Александровича Докшицера. Именно Докшицер подсказал молодому музыканту хитрый прием, используя который Дёмин через несколько лет произвел фурор на международном конкурсе в Праге. Мелик-Пашаев чрезвычайно ценил мастерство игры Анатолия Сергеевича и специально просил администрацию театра, чтобы на его спектакли приглашали первым валторнистом именно Дёмина. Там же, в Большом театре Дёмин знакомится с Евгением Светлановым, который начинал свою творческую деятельность сначала в качестве дирижера, а с 1963 по 1965 г. был главным дирижером ГАБТа.

Поступив на работу в большой театр, Дёмин переехал с супругой в Москву, и оба они оформили перевод в Московскую консерваторию. Демин поступил в класс профессора Арсения Александровича Янкелевича, который был незаурядным валторнистом, и опытным педагогом. Помимо прочего Янкелевич был композитором, он написал несколько ярких характерных произведений для валторны, издал «Школу игры на валторне», которая является одним из основных учебно-методических пособий отечественных педагогов-валторнистов, а также известна и за рубежом. После ленинградской — строгой, «академичной»- школы, Дёмин довольно тяжело приспосабливался к московской манере играть и преподавать. На каком-то этапе у них с Янкелевичем даже назрел конфликт из-за того, что Дёмин наотрез отказывался перенимать московскую ритмически свободную, рубатную и экспрессивную игру. Эта особая московская традиция исполнения уходит своими корнями ещё к тем временам, когда солистом императорских театров был Осип Сханилец — один из основателей московской школы игры на валторне. Однако Арсений Александрович Янкелевич был представителем той прекрасной, старой плеяды великих консерваторских профессоров, отличавшихся истинным благородством и великодушием. Янкелевич сказал тогда Дёмину: «Толенька, я не хочу тебе мешать и ломать тебя, у тебя свой собственный путь и своё лицо в музыке. Иди своим путём, играй так, как бог тебе на душу положил». У Дёмина с Янкелевичем навсегда сохранились очень теплые и дружеские отношения.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ