Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Зая-Пандита

Зая-Пандита

Переводчики

калмыцкий и ойратский деятель буддизма школы гелуг, создатель ойратского алфавита «тодо-бичиг», переводчик сутр и других текстов, поэт, учёный и просветитель, видный политический деятель Центральной Азии середины XVII века


Зая-Пандита Намкхай Гьямцо (калм. Зая Пандит Отрун Дала; монг. Заяа Бандида Огторгуйн Далай (Намхайжамц); ок. 1599 — сентябрь 1662) — калмыцкий и ойратский деятель буддизма школы гелуг, создатель ойратского (калмыцкого) алфавита «тодо-бичиг», переводчик сутр и других текстов, поэт, учёный и просветитель, видный политический деятель Центральной Азии середины XVII века.

Биография

Зая-пандита, при рождении носивший имя Шархабаг (по другим данным Хархабаг), был приёмным сыном хошутского хана Байбагаса, пятым сыном в семье. В 17 лет, приняв обеты банди и монашеское имя Намхайжамц, через Кукунор прибыл в Тибет. В течение 22 лет изучал теорию и практику буддизма, из них 10 лет обучался цаниду в дацане лхасского монастыря Дрепунг; одним из его главных учителей был Панчен-лама IV. За особые успехи получил звание пандиты, а также учёную степень геше-рабджампы. Был приближённым Далай-Ламы V. Слово «Зая» не является именем собственным, это — монгольское произношение санскритского эпитета «джая» (), что значит «Победоносный».

В 1639 году по указанию Панчен-ламы, Далай-ламы и настоятеля Гандена Зая-пандита вернулся на родину в Джунгарию, где развернул бурную миссионерскую деятельность по распространению буддизма, разъезжая по стране, посещая владения многих нойонов, выступая в качестве арбитра при спорах и конфликтах, основывая монастыри и борясь с местными верованиями (культом Тенгри) ойратов и монголов. В 1640 году принял активное участие в организованном Эрдэни-Батуром съезде, на котором был утвержден свод монголо-ойратских законов — Степное Уложение. После этого в 1642 году Зая-пандиту пригласили к себе для проповеди монгольские Дзасагту-хан, Тушэту-хан и Сэцэн-хан.

Весной 1645 года по случаю болезни сына Дайчина Даян-Эрки Зая-пандита прибыл к торгутам, а затем про приглашению других торгутских тайшей и нойонов посетил их вместе со своими учениками, проповедуя буддизм. В 1646 году Зая-пандита разрешил переходящий в войну спор между Хундлэн-убаши, Очирт-тайджи и Эрдэни-Батуром. В 1647 году Зая-пандита первый раз посетил калмыцкие улусы Нижнего Поволжья, а в 1650 году вернулся в Тибет. В 1656 году пресёк вражду между тайджи Лувсаном, Огжодовом, Тугалом и Мэргэном. В 1660 году вновь посетил Поволжье, и через два года скончался от паралича на обратном пути в Тибет.

Единственную известную биографию Зая-Пандиты под названием «Лунный свет: История рабджам Зая-Пандиты» написал его ученик и помощник Ратнабхадра (1690).

Разработка «ясного письма» и переводческая деятельность

В 1648 году, зимуя у Авлая-тайджи на реке Чу, Зая-пандита по инициативе Авлая и Эрдэни-Батура, а также по просьбе других ойратских нойонов, создал новый ойратский алфавит «Тодо-бичиг» на основе старомонгольской письменности. Перевёл с тибетского языка на ойратский примерно 170 произведений: от буддийских канонических книг из Ганджура и Данджура до философских и медицинских трактатов, сборников легенд и т. д.

Память

  • В Элисте возле учебного корпуса КалмГУ установлен памятник Зая-Пандите на 3-ем проезде.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ