Летов, Александр Михайлович: биография
В 1972 году в составе группы учёных стал лауреатом Государственной премии СССР в области науки и техники за создание четырёхтомника инженерных монографий «Техническая кибернетика. Теория автоматического регулирования», опубликованного в 1967—1969 годах.
Умер 30 сентября 1974 года в Москве, похоронен на Введенском кладбище.
Семья
Отец Михаил Семёнович окончил четыре класса церковно-приходской школы, участник Первой мировой войны. Был крестьянином, после переезда в Москву в 1927 году выучился на бухгалтера и до конца жизни работал бухгалтером Метростроя. Умер в 1943 году.
Мать Мария Петровна, также окончила четыре класса церковно-приходской школы. Пережила своего сына и умерла в 1982 году.
Научно-организационная деятельность
В 1956 году выступил с докладом на конгрессе по автоматическому регулированию в Гейдельберге. Был одним из инициаторов и создателей Международной федерации по автоматическому управлению (IFAC), впоследствии став с 1958 по 1960 г. её президентом.
Был первым советским учёным, посетившим в августе 1967 года Американский институт аэронавтики и астронавтики, где выступил с до- кладом о стабилизации большой пилотируемой станции.
Научные труды и публикации
Был заместителем главного редактора журнала «Автоматика и телемеханика».
Книги
- «Устойчивость нелинейных регулируемых систем». — М., «Наука», 1955, переиздание 1962.
- «Динамика полета и управление». — М., «Наука», 1969.
Статьи
Некоторые статьи:
- О новом гироскопическом горизонте // Точная индустрия. 1940. № 9.
- Поведение гирогоризонта Сперри на вираже // Бюллетень НИИ-12. 1940. № 9.
- Расчет ротора быстровращающегося гироскопа // Сб. трудов НИИ-12. 1941. № 1, 2.
- Задача об автопилоте // Тр. НИСО. 1941. № 13.
- Прикладная теория гироскопов. Изд-во Артил. акад. им. Ф. Э. Дзержинского, 1947.
- Применение гироскопов в управляемых реактивных снарядах // Тp. Артил. акад. им. Ф. Э. Дзержинского, 1948.
- Уравнения движения управляемого снаряда типа V-2 // Тp. Артил. акад. им. Ф. Э. Дзержинского, 1948.
- Стабилизация прямолинейного пути центра тяжести беспилотного самолета // Тp. НИСО. 1948. № 32.
- О возможности получения гирополукомпасного эффекта от гироскопа с трением в подвеске // Самолетное оборудование. 1949. № 16.
- К теории гирополукомпаса // Инженер. сб. АН СССР. 1950.
- Осуществимость полета беспилотного самолета на заданной высоте и задача построения наилучшего автопилота // Тp. НИСО. 1952. № 42.
- К теории изодромного регулятора // ПММ. 1948. T. 12. Вып. 4.
- Регулирование стационарного состояния системы, подверженной действию постоянных возмущающих сил // ПММ. 1950. T. 12. Вып. 2.
- Собственно неустойчивые регулируемые системы // 1950. ПММ. T. 14. Вып. 2.
- К теории гирополукомпасов // Инженер. сб. 1952. T. 13.
- Об одном особом случае исследования устойчивости систем регулирования //ПММ. 1948. T. 12. Вып. 6.
- Устойчивость регулируемых систем с двумя исполнительными органами //ПММ. 1953. T. 17. Вып. 4.
- К теории качества нелинейных регулируемых систем // АиТ. 1953. T. 14. № 5.
- Проблема качества для нелинейных авторегулируемых систем с квадратичной матрицей // Изв. АН СССР. Сер. Энергетика и автоматика. 1959. № 3.
- Устойчивость автоматически управляемого велосипеда, катящегося по горизонтальной плоскости // ПММ. 1959. T. 23. Вып. 4.
- Первый международный конгресс по автоматическому управлению // «Вестник АН СССР», 1960, № 9.
- Некоторые нерешённые задачи теории автоматического управления // «Дифференциальные уравнения» т. 6, 1970.
- Новые проблемы и методы управления // «Вестник АН СССР», № 10, 1971.