Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Марк Антоний Оратор: биография

Когда марианцы начали расправу, Антоний укрылся у одного своего друга. Дальнейшее наиболее подробно рассказал Плутарх:

Друг этот был человек простой и бедный; дружелюбно принимая одного из первых римлян и потчуя его тем, что было в доме, он послал раба в ближайшую лавочку за вином. Когда раб стал заботливо пробовать купленное и требовать вина получше, торговец спросил, почему это он покупает не молодое и простое вино, как обычно, а более изысканное и дорогое. Тот отвечал ему прямо, как близкому знакомцу, что хозяин угощает Марка Антония, который прячется у него. Торговец, человек нечестивый и гнусный, едва раб ушёл, поспешил к Марию и, введённый в покой, где в это время пировал Марий, пообещал выдать Антония. Рассказывают, что Марий, услышав это, громко закричал, захлопал в ладоши от радости и чуть было сам не вскочил из-за стола и не побежал к указанному месту, однако друзья удержали его, и тогда он послал Анния с солдатами, приказав им поскорее принести голову Антония. Анний остался у дверей, а солдаты по лестницам влезли в дом и, увидев Антония, стали выталкивать один другого вперёд и побуждать друг друга убить его. И, как видно, в речах этого человека было такое обаяние и прелесть, что, когда он заговорил, моля пощадить его, ни один из солдат уже не смел не только приблизиться, но хотя бы поднять глаза, и все стояли, потупив взоры, и плакали. Удивлённый задержкой, Анний поднялся в дом и, увидев, что Антоний держит речь, а солдаты слушают, смущённые и взволнованные, обругал их, подбежал к оратору и отрубил ему голову.

— Плутарх. Гай Марий, 44.

В общих чертах повторяет эту историю Аппиан; Валерий Максим называет убийцу Оратора Публий Антоний. Голову Антония Марий сначала показывал всем на пирах, а потом приказал выставить на ораторской трибуне рядом с головами Луция и Гая Юлиев Цезарей.

Интеллектуальные занятия

Если верить словам, вложенным в уста Марка Антония Цицероном, Оратор познакомился с греческой культурой «только поздно и поверхностно». Известно, что, следуя на Восток, он много времени провёл в Афинах и на Родосе, где вращался в местных интеллектуальных кругах, но сам он подчёркивал, что задержался в двух центрах эллинской образованности исключительно из-за штормов. Цицерон объясняет это в другой книге того же трактата: Марк Антоний скрывал своё знакомство с греческим красноречием, чтобы выглядеть более убедительно. Он «полагал, что у такой публики, как наша, его речь встретит больше доверия, если будут думать, что он вовсе никогда не учился». Квинтилиан в связи с этим назвал Антония «скрывателем искусства».

Познания Антония в юриспруденции были скромными; тем не менее благодаря своему несомненному таланту и активной практической деятельности он смог стать одним из двух наиболее выдающихся ораторов эпохи наряду с Луцием Лицинием Крассом. Согласно Цицерону, «у них впервые латинское красноречие раскрылось во всём своём богатстве и сравнялось славою с греческим». Веллей Патеркул назвал Антония «принцепсом в красноречии».

Согласно характеристике Цицерона, Антоний был расчётливым оратором, главным сильным качеством которого было умение молниеносно находить приёмы, наиболее выгодные для конкретного момента. Используя свою уникальную память, он произносил только тщательно продуманные речи с рассчитанным эффектом, причём делал это так, что выступление казалось экспромтом. Антоний меньше, чем Красс, заботился об изяществе своей речи: главной его целью было воздействие на слушателей. Для её достижения он очень эффектно использовал невербальные средства, в первую очередь жесты, как будто «телодвижения у него выражали не слова, а мысли». Самым известным примером такого рода является эпизод процесса Мания Аквилия, когда Антоний неожиданно для всех разорвал одежду на груди обвиняемого, чтобы показать шрамы от ран; речь в свою защиту в связи с законом Вария Оратор произносил «с таким напряжением, что даже коленом касался земли». Благодаря этим качествам Антоний был наиболее востребованным оратором своего времени в суде.

Понимая слабые стороны своего красноречия, Антоний не записывал свои речи и вообще был против их публикации; сам он «говаривал, что он не записал ни одной из своих речей, чтобы в случае надобности ему было легче отказаться от собственных слов». Всё, что он написал («нечаянно и даже против воли»), — это небольшое сочинение «О красноречии» (De ratione dicendi), сохранившееся по крайней мере до 46 года до н. э., но позже утраченное.

Семья

Детьми Марка Антония были Марк Антоний Кретик, Гай Антоний Гибрида и дочь Антония, пленённая пиратами и выкупленная отцом за большую сумму. Через одного из своих внуков — триумвира того же имени — Антоний стал предком ряда видных деятелей эпохи Юлиев-Клавдиев, в том числе Германика, Калигулы и Нерона.

В культуре

Цицерон сделал Марка Антония героем ряда своих трактатов. В диалоге «Об ораторе» Марк Туллий устами своего героя высказывает мнение о старших и средних анналистах — Квинте Фабии Пикторе, Луции Кальпурнии Пизоне, Марке Порции Катоне Цензоре; рассказчик был низкого мнения об этих авторах, считая, что первым от «простого рассказа о событиях» отошёл Целий Антипатр.

Марк Антоний стал второстепенным персонажем романа Колин Маккалоу «Венец из трав».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ