Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Марк Туллий Цицерон: биография

В своих сочинениях Цицерон отделял организованную религию (religio) от суеверия (superstitio). Различия между двумя понятиями, однако, проведены Цицероном недостаточно чётко. В трактате «О природе богов» Цицерон дал определение религии. В первой книге этого сочинения он пишет, что религия «состоит в благочестивом поклонении богам» (лат. religionem, quae deorum cultu pio continetur), во второй — мимоходом бросает уточнение: «[в отношении] религии, т. е. поклонения богам» (лат. religione, id est cultu deorum). Определение Цицерона не ново и восходит к используемому Гомером и Гесиодом понятию «почитание богов» (др.-греч. ). Разницу между двумя терминами он пытается объяснить и через «народные этимологии» обоих слов, подчёркивая изначально положительный оттенок значения слова «религия» и негативный — «суеверия».

Цицерон критиковал распространённые в народе суеверия, но защищал тесно связанные с ними религиозные культы. При этом, замечает Е. А. Беркова, защита организованной религии римским автором отчасти противоречит его собственным рассуждениям. Цицерон полагает, что очень популярные в античную эпоху гадания основаны на случае и потому не могут служить доказательством существования богов. Он сравнивает гадателей с врачами: хотя все они основывают свои познания на опыте, но врач в своих действиях исходит из разумных оснований, а гадатель не может объяснить связь между видом внутренностей жертвенных животных и будущими событиями. Марк Туллий отрицает сверхъестественную сущность различных чудес, считая, что все они подчиняются законам природы (rationes naturales). Опираясь на свой опыт члена жреческой коллегии авгуров, он знает о манипуляциях предсказаниями и доказывает, что многие истории, якобы подтверждающие состоятельность гаданий, придуманы из расчёта на невежество слушателей. По его мнению, пророчества популярных в античную эпоху оракулов или прямо обманывают просителей, или намеренно туманны. Марк Туллий задумывался и над вопросом, не лучше ли отказаться от веры в богов, если с ними исчезнут и все суеверия, хотя он не развивает эту мысль дальше. Несмотря на свои критические высказывания против предрассудков, Цицерон возражал против попыток философов-эпикурейцев изжить все суеверия, обосновывая это нуждой в государственных богослужениях. Потребность в сохранении организованной религии он обосновывал не логическими аргументами, а апелляциями к интересам государства.

Взгляды Цицерона на существование богов менее очевидны, поскольку заключительная книга сочинения «О природе богов», в которой должны были подводиться итоги рассуждений, сохранилась не полностью. В результате, различные исследователи не согласны в том, кто из участников диалога выражал точку зрения самого Марка Туллия. Е. А. Беркова считает взгляды Цицерона близкими к позиции философа-академика Гая Аврелия Котты, чья речь составляет большую часть первой книги трактата, а Г. Г. Майоров приписывает роль главного выразителя взглядов автора Луцилию Бальбу, устами которого озвучены взгляды стоиков во второй книге сочинения. Бальб приводит ряд доводов о существовании богов и рассматривает идею о разумности мирового устройства. Вера в богов, по мнению Цицерона, не нуждается в доказательствах, поскольку является особым типом убеждений. По заключению Г. Г. Майорова, Цицерон «чтит не столько самих богов, сколько римскую религию». По его же мнению, Цицерон сомневался в существовании богов, но опасался озвучивать свои мысли открыто из-за памяти о судьбе Протагора, которого изгнали из Афин за публикацию трактата, в котором философ сомневался в существовании богов. Иного мнения придерживается П. Грималь, который предполагает вполне искреннюю веру Цицерона в сверхъестественные силы и отрицает попытки представить Цицерона двуличным манипулятором.

Литературное наследие

Речи

Цицерон опубликовал болеесотни речей, политических и судебных, из которых полностью или в значительных фрагментах сохранились 58.

Речи Цицерона в хронологической последовательности
Год Оригинальное название Русское название Подробности
81 до н. э. Pro P. Quinctio В защиту Публия Квинкция Первая сохранившаяся речь Цицерона. Дело слушалось в гражданском суде. На стороне истца выступал Квинт Гортензий Гортал, судьёй был Гай Аквилий Галл; дело, вероятно, было выиграно Квинкцием
80 до н. э. Pro Sex. Roscio Amerino В защиту Секста Росция из Америи Речь в защиту обвиняемого в отцеубийстве. Убитый был задним числом включён в список проскрибированных, один из приближённых Суллы присвоил его имущество и сфабриковал обвинение против Росция-младшего. Цицерон выиграл дело.
76 до н. э. Pro Q. Roscio Comoedo В защиту актёра Росция Речь в защиту ответчика в гражданском процессе. Истец требовал выплаты ему половины компенсации, полученной Росцием за убитого раба. Цицерон выиграл дело.
72/71 до н. э. Pro M. Tullio В защиту Марка Туллия Защитная речь
69 до н. э. Pro A. Caecina В защиту Авла Цецины Речь в защиту ответчика в гражданском процессе. Истца представлял Гай Кальпурний Пизон.
70 до н. э. Divinatio in Caecilium Против Квинта Цецилия Речь против бывшего квестора Гая Верреса, пытавшегося стать подставным обвинителем своего патрона.
Речь против Верреса (первая сессия) In Verrem actio prima) Обвинительная речь против Гая Верреса в связи с вымогательствами в провинции (crimen pecuniarum repetundarum)
In Verrem actio secunda I–V Речи против Верреса (вторая сессия) 1–5 Эти пять речей не были произнесены, так как обвиняемый удалился в добровольное изгнание.
69 до н. э. Pro M. Fonteio В защиту Марка Фонтея Защитная речь в суде
66 до н. э. De imperio Cn. Pompei (De lege Manilia) О предоставлении империя Гнею Помпею/ О законе Гая Манилия Речь перед народным собранием
Pro A. Cluentio Habito В защиту Авла Клуенция Габита Защитная речь в суде
De Sullae bonis
63 до н. э. De lege agraria (Contra Rullum) I–III О земельном законе/ Против Рулла Речи консульского года, произнесённые в Сенате (I) и перед народом (II/III). Четвёртая речь полностью утеряна.
Pro Murena В защиту Мурены Защитная речь в суде
Pro C. Rabirio perduellionis reo В защиту Гая Рабирия Защитная речь в суде
In Catilinam I–IV Против Катилины 1–4 Речи против Луция Сергия Катилины: 7 и 8 ноября 63 года до н. э. перед сенатом (I) и перед народным собранием (II); Речи о наказании приверженцев Катилины 3 декабря перед народом (III) и 5 декабря перед сенатом (IV)
62 до н. э. Pro Archia В защиту Архия Защитная речь в суде
Pro P. Cornelio Sulla В защиту Публия Корнелия Суллы Защитная речь в суде
59 до н. э.. Pro L. Valerio Flacco В защиту Луция Валерия Флакка Защитная речь в суде
57 до н. э. De domo sua ad pontifices О своём доме Речь, произнесённая в коллегии понтификов, где доказывалась незаконность трибуната и действий Публия Клодия
Oratio cum populo gratias egit Речь к народу по возвращении из изгнания Благодарственная речь ко всем, кто помог оратору вернуться из изгнания
Oratio cum senatui gratias egit Речь в сенате по возвращении из изгнания Благодарственная речь ко всем, кто помог оратору вернуться из изгнания
56 v. Chr. De haruspicum responso Об ответах гаруспиков Речь в сенате
De provinciis consularibus О консульских провинциях Речь в сенате
In P. Vatinium Против Публия Ватиния Обвинительная речь в суде
Pro M. Caelio В защиту Марка Целия Защитная речь в суде
Pro L. Cornelio Balbo В защиту Луция Корнелия Бальба Защитная речь в суде
Pro P. Sestio В защиту Публия Сестия Защитная речь в суде
55 до н. э. In L. Calpurnium Pisonem Против Луция Кальпурния Пизона политическая речь
54 до н. э. Pro Aemilio Scauro В защиту Эмилия Скавра защитная речь в суде
Pro Cn. Plancio В защиту Гнея Планция Защитная речь в суде
54/53 или 53/52 до н. э. Pro Rabirio Postumo В защиту Рабирия Постума Защитная речь во время процесса против Авла Габиния
52 до н. э. Pro T. Annio Milone В защиту Тита Анния Милона Защитная речь в суде
46 до н. э. Pro M. Marcello В защиту Марка Марцелла Речь, произнесённая в благодарность Цезарю за помилование изгнанника Марка Клавдия Марцелла
46 до н. э. Pro Q. Ligario В защиту Квинта Лигария Защитная речь перед диктатором
45 до н. э. Pro rege Deiotaro В защиту царя Дейотара Защитная речь перед диктатором
44 - 43 до н. э. Philippicae orationes] Филиппики Политические речи против Марка Антония

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ