Марк Туллий Цицерон: биография
В своих сочинениях Цицерон отделял организованную религию (religio) от суеверия (superstitio). Различия между двумя понятиями, однако, проведены Цицероном недостаточно чётко. В трактате «О природе богов» Цицерон дал определение религии. В первой книге этого сочинения он пишет, что религия «состоит в благочестивом поклонении богам» (лат. religionem, quae deorum cultu pio continetur), во второй — мимоходом бросает уточнение: «[в отношении] религии, т. е. поклонения богам» (лат. religione, id est cultu deorum). Определение Цицерона не ново и восходит к используемому Гомером и Гесиодом понятию «почитание богов» (др.-греч. ). Разницу между двумя терминами он пытается объяснить и через «народные этимологии» обоих слов, подчёркивая изначально положительный оттенок значения слова «религия» и негативный — «суеверия».
Цицерон критиковал распространённые в народе суеверия, но защищал тесно связанные с ними религиозные культы. При этом, замечает Е. А. Беркова, защита организованной религии римским автором отчасти противоречит его собственным рассуждениям. Цицерон полагает, что очень популярные в античную эпоху гадания основаны на случае и потому не могут служить доказательством существования богов. Он сравнивает гадателей с врачами: хотя все они основывают свои познания на опыте, но врач в своих действиях исходит из разумных оснований, а гадатель не может объяснить связь между видом внутренностей жертвенных животных и будущими событиями. Марк Туллий отрицает сверхъестественную сущность различных чудес, считая, что все они подчиняются законам природы (rationes naturales). Опираясь на свой опыт члена жреческой коллегии авгуров, он знает о манипуляциях предсказаниями и доказывает, что многие истории, якобы подтверждающие состоятельность гаданий, придуманы из расчёта на невежество слушателей. По его мнению, пророчества популярных в античную эпоху оракулов или прямо обманывают просителей, или намеренно туманны. Марк Туллий задумывался и над вопросом, не лучше ли отказаться от веры в богов, если с ними исчезнут и все суеверия, хотя он не развивает эту мысль дальше. Несмотря на свои критические высказывания против предрассудков, Цицерон возражал против попыток философов-эпикурейцев изжить все суеверия, обосновывая это нуждой в государственных богослужениях. Потребность в сохранении организованной религии он обосновывал не логическими аргументами, а апелляциями к интересам государства.
Взгляды Цицерона на существование богов менее очевидны, поскольку заключительная книга сочинения «О природе богов», в которой должны были подводиться итоги рассуждений, сохранилась не полностью. В результате, различные исследователи не согласны в том, кто из участников диалога выражал точку зрения самого Марка Туллия. Е. А. Беркова считает взгляды Цицерона близкими к позиции философа-академика Гая Аврелия Котты, чья речь составляет большую часть первой книги трактата, а Г. Г. Майоров приписывает роль главного выразителя взглядов автора Луцилию Бальбу, устами которого озвучены взгляды стоиков во второй книге сочинения. Бальб приводит ряд доводов о существовании богов и рассматривает идею о разумности мирового устройства. Вера в богов, по мнению Цицерона, не нуждается в доказательствах, поскольку является особым типом убеждений. По заключению Г. Г. Майорова, Цицерон «чтит не столько самих богов, сколько римскую религию». По его же мнению, Цицерон сомневался в существовании богов, но опасался озвучивать свои мысли открыто из-за памяти о судьбе Протагора, которого изгнали из Афин за публикацию трактата, в котором философ сомневался в существовании богов. Иного мнения придерживается П. Грималь, который предполагает вполне искреннюю веру Цицерона в сверхъестественные силы и отрицает попытки представить Цицерона двуличным манипулятором.
Литературное наследие
Речи
Цицерон опубликовал болеесотни речей, политических и судебных, из которых полностью или в значительных фрагментах сохранились 58.
Год | Оригинальное название | Русское название | Подробности |
---|---|---|---|
81 до н. э. | Pro P. Quinctio | В защиту Публия Квинкция | Первая сохранившаяся речь Цицерона. Дело слушалось в гражданском суде. На стороне истца выступал Квинт Гортензий Гортал, судьёй был Гай Аквилий Галл; дело, вероятно, было выиграно Квинкцием |
80 до н. э. | Pro Sex. Roscio Amerino | В защиту Секста Росция из Америи | Речь в защиту обвиняемого в отцеубийстве. Убитый был задним числом включён в список проскрибированных, один из приближённых Суллы присвоил его имущество и сфабриковал обвинение против Росция-младшего. Цицерон выиграл дело. |
76 до н. э. | Pro Q. Roscio Comoedo | В защиту актёра Росция | Речь в защиту ответчика в гражданском процессе. Истец требовал выплаты ему половины компенсации, полученной Росцием за убитого раба. Цицерон выиграл дело. |
72/71 до н. э. | Pro M. Tullio | В защиту Марка Туллия | Защитная речь |
69 до н. э. | Pro A. Caecina | В защиту Авла Цецины | Речь в защиту ответчика в гражданском процессе. Истца представлял Гай Кальпурний Пизон. |
70 до н. э. | Divinatio in Caecilium | Против Квинта Цецилия | Речь против бывшего квестора Гая Верреса, пытавшегося стать подставным обвинителем своего патрона. |
Речь против Верреса (первая сессия) In Verrem actio prima) | Обвинительная речь против Гая Верреса в связи с вымогательствами в провинции (crimen pecuniarum repetundarum) | ||
In Verrem actio secunda I–V | Речи против Верреса (вторая сессия) 1–5 | Эти пять речей не были произнесены, так как обвиняемый удалился в добровольное изгнание. | |
69 до н. э. | Pro M. Fonteio | В защиту Марка Фонтея | Защитная речь в суде |
66 до н. э. | De imperio Cn. Pompei (De lege Manilia) | О предоставлении империя Гнею Помпею/ О законе Гая Манилия | Речь перед народным собранием |
Pro A. Cluentio Habito | В защиту Авла Клуенция Габита | Защитная речь в суде | |
De Sullae bonis | |||
63 до н. э. | De lege agraria (Contra Rullum) I–III | О земельном законе/ Против Рулла | Речи консульского года, произнесённые в Сенате (I) и перед народом (II/III). Четвёртая речь полностью утеряна. |
Pro Murena | В защиту Мурены | Защитная речь в суде | |
Pro C. Rabirio perduellionis reo | В защиту Гая Рабирия | Защитная речь в суде | |
In Catilinam I–IV | Против Катилины 1–4 | Речи против Луция Сергия Катилины: 7 и 8 ноября 63 года до н. э. перед сенатом (I) и перед народным собранием (II); Речи о наказании приверженцев Катилины 3 декабря перед народом (III) и 5 декабря перед сенатом (IV) | |
62 до н. э. | Pro Archia | В защиту Архия | Защитная речь в суде |
Pro P. Cornelio Sulla | В защиту Публия Корнелия Суллы | Защитная речь в суде | |
59 до н. э.. | Pro L. Valerio Flacco | В защиту Луция Валерия Флакка | Защитная речь в суде |
57 до н. э. | De domo sua ad pontifices | О своём доме | Речь, произнесённая в коллегии понтификов, где доказывалась незаконность трибуната и действий Публия Клодия |
Oratio cum populo gratias egit | Речь к народу по возвращении из изгнания | Благодарственная речь ко всем, кто помог оратору вернуться из изгнания | |
Oratio cum senatui gratias egit | Речь в сенате по возвращении из изгнания | Благодарственная речь ко всем, кто помог оратору вернуться из изгнания | |
56 v. Chr. | De haruspicum responso | Об ответах гаруспиков | Речь в сенате |
De provinciis consularibus | О консульских провинциях | Речь в сенате | |
In P. Vatinium | Против Публия Ватиния | Обвинительная речь в суде | |
Pro M. Caelio | В защиту Марка Целия | Защитная речь в суде | |
Pro L. Cornelio Balbo | В защиту Луция Корнелия Бальба | Защитная речь в суде | |
Pro P. Sestio | В защиту Публия Сестия | Защитная речь в суде | |
55 до н. э. | In L. Calpurnium Pisonem | Против Луция Кальпурния Пизона | политическая речь |
54 до н. э. | Pro Aemilio Scauro | В защиту Эмилия Скавра | защитная речь в суде |
Pro Cn. Plancio | В защиту Гнея Планция | Защитная речь в суде | |
54/53 или 53/52 до н. э. | Pro Rabirio Postumo | В защиту Рабирия Постума | Защитная речь во время процесса против Авла Габиния |
52 до н. э. | Pro T. Annio Milone | В защиту Тита Анния Милона | Защитная речь в суде |
46 до н. э. | Pro M. Marcello | В защиту Марка Марцелла | Речь, произнесённая в благодарность Цезарю за помилование изгнанника Марка Клавдия Марцелла |
46 до н. э. | Pro Q. Ligario | В защиту Квинта Лигария | Защитная речь перед диктатором |
45 до н. э. | Pro rege Deiotaro | В защиту царя Дейотара | Защитная речь перед диктатором |
44 - 43 до н. э. | Philippicae orationes] | Филиппики | Политические речи против Марка Антония |