Наталия Андреевна Маясова (1 мая 1919 года, дер. Плотихино — 9 июля 2005 года, Москва) — российский искусствовед, известный специалист в области древнерусского лицевого шитья, создатель научной школы, автор многочисленных научных трудов, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, почетный член ИКОМ, старейший музейный деятель России, президентский пенсионер. Награждена медалями «За доблестный труд» и «Ветеран труда».
Биография
Родилась 1 мая 1919 года в деревне Плотихино (бывшем имении родителей) Константиновского района Московской области. В 1925 году семья переехала в г.Загорск (ныне Сергиев Посад), мать, школьная учительница К.И.Маясова, одна поднимала детей - отец, Андрей Николаевич Маясов, бывший офицер русской армии, был репрессирован и умер в ГУЛАГе, в лагере на р.Зея. Наталия Андреевна поступила на археологический факультет Института философии, литературы и истории им.Н.Г.Чернышевского (ИФЛИ), но война прервала обучение, и в 1943 году Маясова закончила исторический факультет МГУ, в структуру которого вошёл ИФЛИ.
Загорский музей
В марте 1945 года начала работать в Загорском музее, находившемся в то время на территории Троице-Сергиевой лавры. Среди её наставников были видные учёные и сотрудники музея: Н.А.Демина, В.Н.Лазарев, М.В.Алпатов, М.А.Ильин, Н.Н.Воронин. В 1948 году Маясова поступила в аспирантуру Государственного Исторического музея на кафедру истории материальной культуры, взяв тему "История древнерусского лицевого шитья". Первая научная работа опубликована в 1953 году. В 1952 году Маясова стала заместителем директора по научной работе Загорского музея. Умело организовав исследовательскую, экспедиционную и выставочную деятельность, она превратила музей, бывший рядовым областным учреждением, в научный центр по исследованию лицевого шитья, быстро выдвинувшийся в ряды знаменитых музеев мира. При активном участии Маясовой возобновилась издательская деятельность, стали постоянно выходить "Сообщения" музея. Она привлекала на работу молодых перспективных сотрудников, постоянно ездила в командировки и экспедиции, выискивая произведения древнерусского искусства, которым грозило уничтожение в ходе широкой кампании по закрытию церквей, проводившейся в 1960-е годы при Н.С.Хрущеве. В 1950-е была избрана депутатом городского совета. В Загорске она вышла замуж за И.В.Трофимова, блистательного молодого архитектора, под руководством и при непосредственном участии которого была реставрирована Троице-Сергиева лавра. В 1951-1953 гг. Наталия Андреевна принимала участие в составлении и редактировании книги И.В.Трофимова о реставрации Троице-Сергиевой Лавры; позже редактировала каталог персональной выставки художника В.П.Трофимова, принимавшего видное участие в реконструкции архитектурных памятников лавры.
Музеи Московского Кремля
С 1962 года работала в Музеях Московского Кремля, была хранителем Благовещенского собора. Возглавляла комиссию по научной каталогизации музея. В 1971 году защитила кандидатскую диссертацию «Древнерусское лицевое шитье XVI века». С 1972 по 1979 годы была заместителем директора по научной работе, продолжая заниматься изучением древнерусского лицевого шитья. При этом Н. А. Маясова досконально изучила архитектуру многих соборов Кремля, коллекции и историю произведений; так, в фундаментальном труде о Благовещенском соборе, вышедшем к 500-летию этого памятника, она написала большой раздел о золотых вратах, рукописных книгах, ювелирном искусстве и т. д. В Музеях Кремля Маясова вела большую организационную работу: возглавила комиссию по научной каталогизации коллекций, вплотную занялась издательской деятельностью, архитектурной реставрацией, участвовала в написании плана новой экспозиции Оружейной палаты. Некогда закрытый музей-хранилище превратился в крупный научный центр, начали проводиться выставки в России и за рубежом, симпозиумы, сессии, конференции. Музей «Московский Кремль» был включен в систему особо ценных памятников мировой культуры ЮНЕСКО, и в этом есть вклад Н. А. Маясовой. С 1979 года Н. А. Маясова работала в научно-издательском отделе музея, была бессменным редактором сборника «Материалы и исследования», участвовала в становлении других сборников, посвященных древнерусскому искусству. Наталия Андреевна воспитала много учеников — исследователей древнерусского искусства в различных областях Т. Н. Манушину, Н. А. Хлебникову, Л. А. Лихачеву, В. Н. Соломину, О. М. Власову, Г. О. Иванову, реставраторов шитья нового поколения.