Андраник Мовсесович Мигранян (арм. , 10 февраля 1949, Ереван, Армянская ССР) — российский политолог. Член первого и второго состава Общественной палаты Российской Федерации (2006—2010). Кандидат исторических наук.
Глава нью-йоркского представительства Института демократии и сотрудничества (2008—2015).
Биография
Окончил МГИМО по специальности «референт-международник» (1972), аспирантуру Института международного рабочего движения АН СССР (1975). Кандидат исторических наук (тема диссертации "Социалистическая партия США после Второй Мировой войны: идеология и практика").
- 1976—1985 — преподаватель, доцент Московского автомобильно-дорожного института.
- 1985—1988 — старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений АН СССР.
- 1988 — ведущий научный сотрудник Института международных экономических и политических исследований Российской академии наук.
- 1990—1991 — читал лекции по экономике и политологии в Университете Сан-Диего США.
- 1992—1993 — руководитель Центра по изучению социально-политических проблем и межгосударственных отношений СНГ Института международных политических и экономических исследований РАН.
- 1993 — член Президентского совета.
- 1994 — главный эксперт Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Госдумы РФ.
- 1995 — главный редактор еженедельника «Моя газета», учрежденного издательским домом Евгения Додолева «Новый Взгляд».
- С сентября 1995 по 2007 год профессор кафедры сравнительной политологии МГИМО.
- Член правления Союза армян России.
- С января 2008 года — глава нью-йоркского представительства Института демократии и сотрудничества. Это, по утверждению В.Путина, одна из двух существующих российских неправительственных организаций за рубежом, получающих финансирование из России.
- В 2015 году американское представительство Института было закрыто.
Свободно владеет английским языком.
Статьи и книги
Мигранян — автор нескольких сотен статей по проблемам истории, политологии и госстроительства, на протяжении более 20 лет — эксперт, аналитик и комментатор политических телепрограмм. Публиковался в научных академических журналах, коллективных монографиях, посвящённых политическим и идеологическим проблемам Запада. С 1986 года в ряде статей анализировал природу советского строя, перестройку Михаила Горбачёва и трансформацию советского режима, развитие демократии в России. В 1989 году опубликована книга «Демократия и нравственность» с подзаголовком «Индивид — общество — государство», где анализировались проблемы взаимоотношений государства и гражданского общества и развития гражданского общества в рамках социализма. В 1997 году вышла в свет книга «Россия в поисках идентичности», в июне 2001 года опубликована книга «Россия — от хаоса к порядку?». Обе монографии посвящены анализу советской и российской истории 1980-х, 1990-х годов, предлагают авторские версии причин распада Советского Союза и закономерностей развития политических процессов самой России в эпоху Бориса Ельцина.
Полемика о роли Гитлера в истории (2014)
3 апреля 2014 года в газете Известия была опубликована статья Миграняна «Наши Передоновы», в которой он подробно разобрал абсурдность сравнений Путина и Гитлера, полемизируя с одним из авторов этих сравнений Андреем Зубовым. В частности, Мигранян написал:
Чтобы представить российские власти исчадием ада, Зубов пытается провести сомнительные параллели российских действий в Крыму с политикой Адольфа Гитлера накануне Второй мировой войны. Думаю, что историку, да еще и обремененному степенями, следовало быть более аккуратным в своих оценках того, что на самом деле происходило в немецкой истории. Нужно отличать Гитлера до 1939 года и Гитлера после 1939 года и отделять мух от котлет. Дело в том, что пока Гитлер занимался собиранием земель, и если бы он, как признается сам Зубов, был бы славен только тем, что без единой капли крови объединил Германию с Австрией, Судеты с Германией, Мемель с Германией, фактически завершив то, что не удалось Бисмарку, и если Гитлер бы остановился на этом, то остался бы в истории своей страны политиком высочайшего класса. Однако величайшим злодеем он остался в истории только потому, что поставил перед собой и Германией бредовые идеи мирового господства, объявив целые народы неполноценными, попытавшись утвердить превосходство арийской расы над другими, менее полноценными, и поставив своей целью уничтожение десятков миллионов славян, евреев, цыган и других этносов. Именно эти бредовые идеи привели к такому печальному концу как Гитлера, так и всю Германию. И всё это не имело никакого отношения к объединению Германии и собиранию немецких земель. |