Мухаммед Карабаги(1462 — 12 июля 1535) — азербайджанский учёный, философ.
Биография
Мухйиддин (Иззаддин) Мухаммед сын Али Карабаги - философ и теолог. Одна рукопись его труда по философии «Трактат об исследовании сущности науки и познания» («Рисала фи тахкик махийат ал-илм ва-л-ид-рак»), переписанная 5 января 1663 году (23 джамада ал-уля 1073 г.), хранится в библиотеке Хадивийя в Каире.
На глоссу азербайджанского философа к философскому трактату «Установление необходимо сущего» («Исбат ал-ваджиб») Джамаладдина Даввани (1426—1501) была составлена глосса Мирзаджаном Ширази (?—1586), а на нее — глосса Хайдаром ибн Ахмедом Казызаде Харири.
Авторский экземпляр глоссы, составленный Мустафой ибн Йусифом Мустари в первой половине декабря 1691 году (в середине месяца раби ал-аввал 1103 г.) на комментарий Мухаммада Карабахи к сочинению Сираджаддина Али Уши Фаркани (XII в.) по теологии: «Начало диктантов» («Бад' ал-амали»,) хранится в Санкт-Петербурге.
Несколько списков комментариев и глосс Мухаммеда Карабаги к произведениям Асираддина Абхари по логике, Насираддина Тусей по философии и Азудаддина Иджи о правилах эристики находится в Ленинграде и Каире.
Книга Абдуррахима Гюзеля «Карабаги и его опровержение», изданная в Стамбуле в 1991 г. является ценной монографией о жизни и творчестве азербайджанского философа. Произведение Мухаммеда Карабаги является пояснением к книге «Опровержение философов» («Тахафут ал-фаласифа») Муслихаддина Мустари Ходжазаде (?—1488).
Абдуррахим Гюзел сообщает, что Карабаги завершив свою учебу у знатоков науки в Карабахе, после достижения определенных успехов приезжает в Стамбул. Здесь он принимает участие в занятиях одного из видных ученых времени Мовлана Йакуби ибн Сеййид Ализаде (?—1524) и был его муидом (ассистентом).
Затем Мухаммед Карабаги преподавал в некоторых крупных медресе Стамбула и воспитал целую плеяду студентов. Мыслитель до конца своей жизни продолжал преподавательскую деятельность в медресе Орхана Кади в Изнике.
Исследователь также сообшает, что наряду с выражением своего отношения к Ходжазаде, Карабахи излагал также свои собственные мысли. «Во многих местах после упоминания ответа Ходжазаде, он выдвигает эти мысли целиком или же отдельными предложениями, критикует их или же утверждает». Исследователь подчеркивает, что Карабаги объективен в науке, «для него выявление истины важнее всего».
Литература
Примечания
- Gzel Abdurrahim, Karabai ve Tehafut, Ankara 1991, s. XIV-57.