Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Мухаммед Карабаги

Мухаммед Карабаги

Наука - Другое

азербайджанский учёный, философ


Мухаммед Карабаги(1462 — 12 июля 1535) — азербайджанский учёный, философ.

Биография

Мухйиддин (Иззаддин) Мухаммед сын Али Карабаги - философ и теолог. Одна рукопись его труда по фи­лософии «Трактат об исследовании сущности науки и познания» («Рисала фи тахкик махийат ал-илм ва-л-ид-рак»), переписанная 5 января 1663 году (23 джамада ал-уля 1073 г.), хранится в библиотеке Хадивийя в Каире.

На глоссу азербайджанского философа к философскому трактату «Установление необходимо суще­го» («Исбат ал-ваджиб») Джамаладдина Даввани (1426—1501) была составлена глосса Мирзаджаном Ширази (?—1586), а на нее — глосса Хайдаром ибн Ахмедом Казызаде Харири.

Авторский экземпляр глоссы, составленный Мустафой ибн Йусифом Мустари в первой половине декабря 1691 году (в середине месяца раби ал-аввал 1103 г.) на комментарий Мухаммада Карабахи к сочинению Сираджаддина Али Уши Фаркани (XII в.) по теологии: «Начало диктантов» («Бад' ал-амали»,) хранится в Санкт-Петербурге.

Несколько списков комментариев и глосс Мухаммеда Карабаги к произведениям Асираддина Абхари по логи­ке, Насираддина Тусей по философии и Азудаддина Ид­жи о правилах эристики находится в Ленинграде и Каире.

Книга Абдуррахима Гюзеля «Карабаги и его опровержение», изданная в Стамбуле в 1991 г. яв­ляется ценной монографией о жизни и творчестве азер­байджанского философа. Произведение Мухаммеда Ка­рабаги является пояснением к книге «Опровержение фи­лософов» («Тахафут ал-фаласифа») Муслихаддина Мус­тари Ходжазаде (?—1488).

Абдуррахим Гюзел сообщает, что Карабаги завершив свою учебу у знатоков науки в Карабахе, после достижения определенных успехов при­езжает в Стамбул. Здесь он принимает участие в заня­тиях одного из видных ученых времени Мовлана Йакуби ибн Сеййид Ализаде (?—1524) и был его муидом (ас­систентом).

Затем Мухаммед Карабаги преподавал в не­которых крупных медресе Стамбула и воспитал целую плеяду студентов. Мыслитель до конца своей жизни про­должал преподавательскую деятельность в медресе Орхана Кади в Изнике.

Исследователь также сообшает, что наряду с выражением своего отношения к Ходжазаде, Карабахи излагал также свои собственные мысли. «Во многих местах после упоминания ответа Ходжазаде, он выдвигает эти мысли целиком или же отдельными пред­ложениями, критикует их или же утверждает». Исследователь подчеркивает, что Карабаги объективен в науке, «для него выявление истины важнее всего».

Литература

Примечания

  1. Gzel Abdurrahim, Karabai ve Tehafut, Ankara 1991, s. XIV-57.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ