Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Нессельштраус, Цецилия Генриховна

Нессельштраус, Цецилия Генриховна

Наука - Другое

День рождения 08 января 1919

советский искусствовед, медиевист, переводчик и педагог


Цецилия Генриховна Нессельштраус (8 января 1919 — 1 мая 2010) — советский искусствовед, медиевист, переводчик и педагог. Профессор кафедры зарубежного искусства Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, кандидат искусствоведения. Автор многочисленных публикаций, посвящённых искусству Средних веков и Возрождения. Один из основоположников послевоенной ленинградской школы искусствоведческой медиевистики.

Биография

В Институт имени Репина на факультет искусствоведения (факультет теории и истории искусств) поступила в 1938 году после двух курсов архитектурного факультета Ленинградского института инженеров коммунального строительства (ЛИИКС). Летом 1939 году во время учебной археологической практики принимала участие в раскопках фундамента Десятинной церкви в Киеве, а также осуществляла работы в киевском Софийском соборе.

Первый год Великой Отечественной войны пришёлся на V курс. Осенью 1941-го — весной 1942 годов Ц. Г. Нессельштраус принимала участие в сооружении оборонительных укреплений города, ночных дежурствах на крышах, в работе военкомата. Весной 1942 года уехала с родителями в Челябинск, куда эвакуировали Кировский завод, где работал её отец — Генрих Зунделевич Нессельштраус (1888—1952), специалист в области металловедения. Возвратилась в Ленинград в 1944 году. Окончила институт в 1945 году с присвоением звания искусствоведа.

Первый послевоенный выпуск был небольшим. Вместе с Цецилией Генриховной окончили институт Е. Б. Гариевич (Трейстер), В. К. Лаурина, А. А. Савина, О. И. Свиндлер (Галеркина), Н. Т. Яглова. Всего шесть человек. Учителями Ц. Г. Нессельштраус в разные годы были профессора и доценты Института, Ленинградского государственного университета, а также сотрудники Государственного Эрмитажа и Государственного Русского музея, читавшие лекции и проводившие занятия на факультете, в том числе А. С. Гущин (под его руководством она написала свою первую курсовую работу, посвящённую книге Вильгельма Воррингера «Формальные проблемы готики»), Н. Н. Пунин, М. В. Доброклонский, П. Н. Шульц, Г. Г. Гримм, С. К. Исаков и др.

Осенью 1945 года Ц. Г. Нессельштраус поступила в аспирантуру Института имени Репина к профессору Н. Н. Пунину. В 1948 году после завершения обучения в аспирантуре была зачислена на должность ассистента для чтения курсов истории искусства студентам творческих факультетов института. В 1949 году защитила кандидатскую диссертацию по истории французской живописи XVIII века под руководством М. В. Доброклонского (оппоненты Г. Г. Гримм и Т. Д. Каменская).

Основные работы

Монографии и учебники

  • Нессельштраус Ц. Г. Альбрехт Дюрер. 1471—1528. — Л.-М.: Искусство, 1961. — 226 с.
  • Нессельштраус Ц. Г. Искусство Западной Европы в средние века. — Л.-М.: Искусство, 1964. — 390 с.
  • Нессельштраус Ц. Г. Рисунки Дюрера. — М.: Искусство, 1966. — 158 с.
  • Нессельштраус Ц. Г., Банк А. В., Гущин А. С. и др. История искусства зарубежных стран. Средние века. Возрождение. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изобразительное искусство, 1982. — 380 с.
  • Нессельштраус Ц. Г. Искусство раннего Средневековья. — СПб.: Азбука, 2000. — 383 с. — ISBN 5-267-00300-X.
  • Нессельштраус Ц. Г. Немецкая первопечатная книга. Декорировка и иллюстрации. — СПб.: Аксиома; РХГИ, 2000. — 271 с. — ISBN 5-88812-131-2.
  • Нессельштраус Ц. Г., Банк А. В., Гущин А. С. и др. История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Сварог и К, 2003. — 381 с. — ISBN 5-93070-042-7.

Переводы и редактура

  • Альбрехт Дюрер. Дневники. Письма. Трактаты. В 2-х тт. Пер. с ранневерхненем., вступит. статья и коммент. Ц. Г. Нессельштраус. — Л.-М: Искусство, 1957.
  • Якопо Тинторетто. Альбом репродукций. Сост. и вступит. статья Ц. Г. Нессельштраус. — М.-Л.: Советский художник, 1964. — 15 с.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ