Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Рапопорт, Соломон Иегуда Лейб

Рапопорт, Соломон Иегуда Лейб

Наука - Другое

01 июня 1790 - 16 октября 1867

выдающийся учёный из Галиции, участник движения просвещения и направления Wissenschaft des Judentums в еврейской культуре


Соломон Иегуда Лейб Рапопорт (идиш , ) — выдающийся учёный из Галиции, участник движения просвещения и направления Wissenschaft des Judentums в еврейской культуре. Род. 1 июля 1790 г. в родовитой семье во Львове, ум. 16 октября 1867 г. в Праге.

Биография

Р. обратил на себя внимание своими обширными познаниями в талмудической и средневековой литературе. Из средневековых мыслителей наибольшее впечатление произвел на молодого Р. Маймонид, которого он и впоследствии называл «своим учителем и наставником» (ср. Kerem Chemed, I, 77). При содействии знакомого офицера Р. изучил французский язык; труд Бейля «Dictionnaire historique et critique» возбудил в нём особый интерес к научно-критическим исследованиям. Решающее влияние на мировоззрение Рапопорта оказало знакомство с Нахманом Крохмалем. Сам Р. указывал, что от первого его знакомства с этим мыслителем он «прозрел» и «стал другим человеком» (Kerem Chem., VI, 45). P. близко сошёлся с видными прогрессивными деятелями того времени И. Эртером, С. Блохом, И. Мизесом и др.

Как и у большинства тогдашних «маскилим», у молодого Р. программа деятельности исчерпывалась первое время заботой о просвещении единоверцев и об их ознакомлении с европейским знанием. С маскилами же его роднила ненависть к хасидам, которых он называл «преступной сектой» ( ), и он восторженно приветствовал появление антихасидских памфлетов Перля «Megaleh Temirin» и «Bochen Zadik» ( первом . дал отзыв в Bikkure ha-Ittim, XII, о втором в Kerem Chem., IV). В то же время P. резко отделялся от крайних галицийских просветителей, которые старались насильно «просветить» евр. массу, часто прибегая при этом к помощи властей; Р. с негодованием говорил об этих «просветителях», которые, по его заявлению, чаще всего обращали свои знания на то, «чтобы писать на немецком языке доносы и пасквили правительству» (Kerem Chem., VI, 42).

Влияние Крохмаля и дружба с такой своеобразной личностью, как Я. С. Бык, способствовали тому, что Р. ещё в первый период своей деятельности стал выдвигать национальный элемент и, в отличие от многих своих современников, ясно сознавал историко-культурное значение традиционного иудаизма. Остроумный и общительный, Р. стал вскоре душой кружка львовских прогрессистов. Местные хасиды подозрительно относились к происходившим в доме Р. собраниям молодежи, и группа фанатиков расклеила однажды ночью по городу за поддельной подписью львовского раввина призыв к отлучению Р. и его единомышленников. Были также сделаны попытки лишить Р. источника пропитания (он в течение ряда лет был управляющим у арендаторов коробочного сбора). Этот печальный инцидент был улажен лишь при содействии местных властей.

Литературная деятельность

Р. дебютировал в литературе анонимной брошюрой «Теchunat Ir Paris we-I Elba» (1814) — описание города Парижа и острова Эльбы, куда тогда был сослан Наполеон. Р. знакомит при этом с социально-политическим положением французских евреев и с политическими событиями во Франции. В следующем году Р. написал своё интересное послание «Ner Mizwah» к Быку по случаю перехода последнего в лагерь хасидов. По невыясненным причинам послание не было опубликовано, и оно появилась в печати лишь после смерти Р.

Он писал также и стихи, преимущественно переводные (печатались в Bikkure ha-Ittim), не изобличающие, однако, в Р. поэтического дарования. Интерес представляет лишь его переработка драмы Расина «Esther» (Scheerit Jehudah, в Bikkure ha-Ittim, 1827), которую Р. снабдил обширным предисловием, где он подчеркивает, что у евреев национальное сознание должно быть тесно связано с религией. В том же предисловии он указал, что работает над научным трудом «Ansehe Sehem» (биографии знаменитых людей).

Научная деятельсность

Ещё в четвёртом т. «Bikkure ha-Ittim» появилось первое историческое исследование P. «Al Debar Jehudim Chafeschim» — o евреях в Аравии и Абиссинии, обратившее на себя внимание (оно было впоследствии переведено в «Orient», 1840). Настоящую сенсацию произвели появившиеся одна за другой шесть монографий . о выдающихся еврейских ученых 10—11 вв.: о Саадии Гаоне (Bikkure ha-Ittim, 1828), о Натане из Рима, авторе «Aruch» (ib., 1829), об Гаи Гаоне (ib.), o поэте Элеазаре Калир (ib.), o р. Хананеле б.-Хушиель (ib., 1831), . р. Ниссиме б.-Яков (ib.). Эти монографии составляют эпоху в еврейской науке. С редкой эрудицией и удивительным мастерством Р. из разрозненных, неясных и смутных указаний, разбросанных в еврейской средневековой литературе, воссоздал яркие и выпуклые образы разбираемых писателей, а также культурный быт данной эпохи в исторической связи с окружающими условиями. И эти замечательные исследования написаны живым и общедоступным языком и проникнуты любовью к культурным богатствам народа. Если даже с течением времени некоторые выводы и заключения Р. оказались несостоятельными (как, например, его гипотеза, что Калир родом из Италии и жил в 10 в.) — за Р. остается неоспоримо большая заслуга, что он первый ввел в еврейской литературе научный метод и научил рассматривать иудаизм в его историческом развитии.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ