Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Скарятин, Михаил Владимирович

Скарятин, Михаил Владимирович

Полковники

06 мая 1883 - 06 ноября 1963

полковник русской императорской армии из рода Скарятиных


Михаил Владимирович Скарятин (фр. Michel Vladimirovitch Skariatine, 6 мая 1883— 6 ноября 1963, Глион, Швейцария) — полковник русской императорской армии из рода Скарятиных. Известен главным образом как исследователь Каббалы, оккультист и египтолог, двадцать лет проживший в Египте.

В брошюре «Жертва», опубликованной в 1925 г. под псевдонимом Энель, представлял расстрел царской семьи как ритуальное убийство, совершённое якобы семитами с целью «разрушения всемирно установленного порядка и порабощения озверевшего человечества».

Биография

Происходил из дворян Орловской губернии. Сын генерал-лейтенанта, егермейстера Владимира Владимировича Скарятина и княжны Марии Михайловны Лобановой-Ростовской (племянница министра иностранных дел А. Б. Лобанова-Ростовского). Имел трёх сестёр.

По окончании курса на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета 4 декабря 1905 года поступил вольноопределяющимся в лейб-гвардии Кавалергардский полк. Произведен в корнеты (28 сентября 1906 года). Дослужился до полковника Кавалергардского полка.

Во время Первой мировой войны был откомандирован по состоянию здоровья в часть, оставшуюся в Петрограде. После революции 1917 года эмигрировал во Францию, жил на Лазурном Берегу, принимал участие в работе группы эзотериков полковника Шардона. В 1931 году переехал в Египет, а оттуда в 1953 году — в Швейцарию.

Будучи знатоком древних восточных языков, значительную часть своей жизни посвятил расшифровке папирусов, чьё содержание имело отношение к магии. В своих исследованиях находился под влиянием Антуана Фабра д’Оливе и занимался поиском Традиции в египетской культуре. Во время жизни в Египте, вероятно, познакомился с Рене Геноном, который написал несколько рецензий на работы Скарятина.

Помимо гуманитарной сферы Скарятин затем углубился в паранауки, связанные с энергетикой (в том числе радионику, радиэстезию и биоэлектрику), сотрудничая на этой почве с инженером и изобретателем Георгием Лаховским, геофизиком Ги Тье, парапсихологами Андре де Белизалем и Леоном Шомери. Работая с ними, Скарятин, разработал, на основе «полувекового изучения древних культур» и отдельно взятого древнеегипетского амулета, универсальный маятник для радиэстезии, который описал в своей книге «Первый шаг в терапевтической радиэстезии» (1949). К этой же теме Скарятин вернулся в следующей книге, посвященной лечению рака на расстоянии путём излучений (1951).

До конца жизни оставался православным, был старостой русской церкви в Каире, директором Русского отдела Министерства внутренних дел Египта. Вел затворнический образ жизни. Скончался и был погребён в Глионе (Швейцария).

Сведения о биографии и настоящее имя Энеля, якобы «открытые» Олегом Платоновым и Сергеем Фоминым, были известны западной историографии ещё в 1960-е гг. Там же, в особенности во франкоязычных изданиях, содержится и информация о Скарятине.

Спорные моменты биографии

Профессиональные навыки

Занимаясь египтологией, свою специализацию и знание древнеегипетского языка Скарятин получил из неочевидных источников. Ни один из крупных ученых-египтологов того периода, в том числе европейских, не являлся его преподавателем в годы учёбы в Санкт-Петербургском университете, тем более что Скарятин получил образование на юридическом, а не Восточном факультете университета.

Указание некоторых источников на то, что он сумел приобрести необходимые, весьма сложные профессиональные навыки во время пребывания в Египте в начале ХХ века и дома самоучкой освоить древнееврейский язык, представляются тем более сомнительными, равно как и скачок от кадрового офицера гвардейской кавалерии к ученому-египтологу и семитологу. Упоминающаяся там же «неоспоримый научный авторитет» Скарятина, который «подтверждало и международное научное сообщество», неясно коррелирует с тем, что сочинения Скарятина носят откровенный мистико-эзотерический характер и очевидно не соответствуют этосу написания научных работ.

Отсылка на компетентность Скарятина в этой связи идет к его научным публикациям в сборниках Французского института археологии Востока, однако поиск в каталогах выдает только одну работу — «Загадку жизни и смерти» — в 1935 году. Любопытно, что эта публикация (а именно её переиздание отдельным томом в 1966 году) упоминается тогда же в «Годичной библиографии по египтологии» (№ 66193) со следующей рецензией:

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ