Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Скочинский, Александр Александрович: биография

На протяжении многих лет А. А. Скочинский изучал процессы самовозгорания угля и сульфидных руд. Работа заключалась в накоплении фактических данных об условиях самовозгорания угля и сульфидных руд и дальнейшей разработке методов для исследования этих условий. В результате обобщения опыта были намечены пути борьбы с рудничными пожарами. Это направление развивалось докторами технических наук В. В. Веселовским и Л. Н. Быковым.

Обеспечение безопасных и комфортных условий труда

Огромная научная и организаторская работа проведена А. А. Скочинским и его учениками по проблеме борьбы с силикозом. Научно-исследовательские работы в этой области ведут более 100 технических и медицинских институтов. В этом вопросе А. А. Скочинский, будучи председателем межведомственной комиссии по борьбе с силикозом, выступал не только как учёный, но и как государственный деятель. Профессия шахтеров и горных инженеров по праву считается одной из самых мужественных, ибо она сопряжена с опасностью, возникающей из-за стихийных сил природы. Первой обязанностью горного инженера является обеспечение безопасности труда шахтеров, всемерное его облегчение. Комплексная механизация и автоматизация должны полностью устранить в шахтах ручной труд. Александр Александрович Скочинский как никто понимал это. Он одним из первых ставил вопросы о безопасности взрывчатых веществ, создании горноспасательных станций и т. п. Научная деятельность А. А. Скочинского вытекала из требований жизни и всегда была тесно связана с практикой.

Педагогическая деятельность

Интересна также характеристика А. А. Скочинского как педагога. После окончания с отличием Петербургского горного института в 1900 году Александр Александрович был оставлен при институте для педагогической деятельности. После защиты диссертации А. А. Скочинский в 1906 году становится профессором кафедры горного искусства. В те времена курс горного искусства охватывал многие специальные предметы, и Александру Александровичу принадлежит заслуга в создании курсов по специальным дисциплинам: по рудничному проветриванию, подземным пожарам, горноспасательному делу, рудничному креплению, доставке и откатке. В Петербургском горном институте он создает лаборатории рудничной вентиляции и горноспасательного дела.

С 1917 по 1920 годы Александр Александрович преподает в Донском политехническом институте, а затем вновь возвращается в Ленинградский горный институт. Здесь наряду с педагогической и научной работой А. А. Скочинский готовит к изданию фундаментальный курс по рудничной атмосфере. Курс и атлас к нему был издан Московской горной академии, куда Александр Александрович был переведен в 1930 году. В 1932 году учебник печатается большим тиражом и уже в 1934 году вновь переиздается, что свидетельствует о назревшей потребности в книге по рудничной атмосфере и её высокой оценке научной общественностью.

Впоследствии в переработанном и значительно дополненном виде эта работа вошла как раздел в учебник «Рудничная вентиляция», изданный А. А. Скочинским в соавторстве с профессором В. Б. Комаровым в 1949 году и позднее трижды переизданный. За этот труд Александру Александровичу была присуждена Государственная премия первой степени. «Рудничная вентиляция» не только прекрасный учебник для студентов горных институтов, но и настольная книга горных инженеров.

В 1940 году А. А. Скочинский издает книгу «Краткий конспект цикла лекций о взрывах газа (метана) и пыли в угольных шахтах», которая явилась ценным учебным пособием и монографической работой по этому вопросу. А. А. Скочинский много занимался рудничными пожарами и читал специальный курс по этому предмету. В 1940 году он совместно с профессором В. М. Огиевским создал фундаментальный учебник «Рудничные пожары», который впоследствии был переиздан.

В своей педагогической деятельности Александр Александрович не ограничивался чтением лекций, созданием новых курсов, организацией лабораторий и ведением научно-исследовательской работы в учебных заведениях. Он всегда старался объединить вокруг себя молодых учёных, которым передавал свои знания. Так создавалась школа советских учёных по рудничной аэрологии и аэродинамике. Многие ученики и последователи Александра Александровича сейчас возглавляют кафедры в вузах и лаборатории в институтах. За свою более чем полувековую педагогическую деятельность Александр Александрович обучил тысячи горных инженеров, его учеников работали практически во всех горнопромышленных районах нашей страны.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ