Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Фет, Абрам Ильич: биография

Конечной целью всякого общества, по мнению Фета, должен быть человек гармонично развитая личность с высокими идеалами и благородными стремлениями. А главный долг интеллигенции просвещение общества, поставленного в условия жестокой цензуры.

Ещё в 60-е годы Фет участвовал в организации общественной библиотеки Самиздата. Для Самиздата он выбирал и переводил с разных языков книги, которые считал особенно важными. Именно он впервые познакомил российского читателя с основными трудами Конрада Лоренца, чьи идеи оказали сильное воздействие на его собственное мышление: «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества», «Так называемое зло», «Оборотная сторона зеркала». Впоследствии они были дважды изданы в виде сборников: «Оборотная сторона зеркала», М., Республика, 1998 и «Так называемое зло», М., Культурная революция, 2008.

Он же впервые перевел и запустил в Самиздат многие книги по психологии, в то время в СССР не допускавшейся: Эрик Берн «Игры, в которые играют люди», «Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных», «Секс в человеческой любви»; Эрик Фромм «Бегство от свободы»; Карен Хорни «Невротическая личность нашего времени» и многие другие.

Для знакомства читателей с различными общественными устройствами Фет перевёл для Самиздата книги из серии карманных «Азбук», издававшихся в Варшаве и разъяснявших основы общественного и экономического устройства разных стран: «Азбука Стокгольма», «Азбука Вены», «Азбука Бёрна». Их дополнили его собственные статьи: «Социальные доктрины» (1979) и «Что такое социализм?» (1983).

С середины 70-х годов Фет внимательно следил за событиями, происходящими в Польше. Переворот 19801981 гг. он воспринял как начало развала «социалистического лагеря». Его книга «Польская революция», написанная по свежим следам, в 1985 году была издана в Париже и Лондоне анонимно, с предисловием Марио Корти. В ней он не только дал глубокий анализ польских событий, но и вскрыл их исторические предпосылки, показал выдающуюся роль интеллигенции в подготовке польской революции и предсказал пути дальнейшего развития этой страны.

Для Самиздата было написано большинство статей А. И. Фета гуманитарного содержания в условиях цензуры они не могли быть опубликованы в советских изданиях. В 80-е годы шесть статей Фета опубликовал парижский журнал «Синтаксис». Все они подписаны псевдонимом «А. Н. Кленов», который впоследствии Фет использовал также для других публицистических статей. Пользовался и другими псевдонимами, в духе Фонвизина: А. Б. Называев (Аз-Буки, то есть прописные истины называет), Д. А. Рассудин, С. Т. Карнеев и т. д. Переводы при издании Фет подписывал псевдонимом «А. И. Федоров», воспроизводившим его подлинные инициалы, а иногда именами лиц, бравших для него переводы на своё имя.

На протяжении всей жизни Фет размышлял о человеческом обществе, о биологической и культурной природе человека, об общественном долге интеллигенции, о вере и идеалах. Результатом этих размышлений стали его книги «Пифагор и обезьяна» (1987), «Письма из России» (1989—1991), «Заблуждения капитализма или пагубная самонадеянность профессора Хайека» (1996) и главная из всех — «Инстинкт и социальное поведение», изданная в 2005 году. Эта книга посвящена истории культуры, излагаемой с точки зрения этологии. Автор поставил цель «выяснить действие социального инстинкта в человеческом обществе, описать условия, фрустрирующие его проявления, и объяснить последствия всевозможных попыток подавить этот неустранимый инстинкт». А. И. Фет открыл и впервые описал специфическую для человека форму социального инстинкта, которую назвал инстинктом внутривидовой солидарности. Его специфичность состоит в способности распространяться с меньших групп на бльшие. На обширном историческом материале автор убедительно показал, каким образомвся наша мораль, вся наша любовь к ближним произошла от глобализации племенной солидарности, которая постепенно превращалась во внутривидовую солидарность, каким образом метка «свой» постепенно распространялась на всё бльшие сообщества, охватывая в конечном счете всё человечество.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ