Иоанн Иоаннович Филевский (30 июля 1865, слобода Мурафская, Харьковская губерния — 1925, Харьков) — протоиерей, профессор Харьковского университета, духовный публицист, историк Церкви, деятель обновленчества, обновленческий протопресвитер.
Биография
Родился 30 июля 1865 года. Его род вёл своё начало со времен первой колонизации Слобожанщины выходцами из-за Днепра.
С детства, под влиянием матери, проявил интерес к Церкви и духовной жизни. Получил начальное образование в земской народной школе; последовательно окончил Харьковское духовное училище, Харьковскую духовную семинарию (с серебряной медалью) и в 1890 году — Киевскую духовную академию, где отмечался среди лучших учащихся.
С 1890 года занимался учебно-педагогической деятельностью — преподавал общую гражданскую историю и арифметику в Киевском женском училище Духовного ведомства Императрицы Марии (1890—1891 гг.), законоучитель 3-й Харьковской гимназии и женской гимназии Д. Д. Оболенской (1891—1896 гг., одновременно причислен к духовенству Успенского кафедрального собора), с 1893 года — законоучитель Харьковского коммерческого училища Императора Александра III и настоятеля храма Нерукотворного Образа Господня при нём. В 1893 году был избран членом правления Харьковского духовного училища, с 1902 года — вошёл в совет епархиального училища.
Участник Религиозно-философских собраний в Петербурге 1901—1902 годы, друг Василия Розанова.
С 1902 года — участник Харьковского историко-филологического общества, член комиссии по подготовке и проведению ХII Археологического съезда в Харькове.
Стал инициатором создания в Харькове религиозно-просветительного общества, написал проект его устава; выступил одним из организаторов духовно-нравственных чтений, и сам, с успехом, вёл их на товарной станции и в железнодорожных мастерских.
28 октября 1902 года И. И. Филевский в Киевской духовной академии защитил магистерскую диссертацию «Учение Православной Церкви о Священном Предании: апологетическое исследование»; оппонентами выступили профессора П. И. Линицкий, А. И. Булгаков и Ф. С. Орнатский. Диссертация была опубликована отдельным изданием. Работа была удостоена почётного отзыва Учебного комитета при Св. Синоде и одобрена митрополитом Антонием.
Готовясь к началу академической деятельности, в 1903 году предпринял поездку в страны Европы, целью которой был Рим. Там он осмотрел и изучил памятники христианского искусства древности, в том числе римские катакомбы.
С 1904 года — приват-доцент кафедры истории Церкви историко-филологического факультета Императорского Харьковского университета.
В 1905 году был редактором и издателем «Церковной газеты». Вокруг «Церковной газеты» и Иоанна Филевского сформировался кружок «прогрессивно настроенного» духовенства.
В годы Первой русской революции был отмечен как участник ряда резонансных инцидентов. В октябре 1905 году на съезде благочинных епархии отстаивал интересы харьковских семинаристов, объявивших забастовку, решительно выступал против репрессивных мер, предлагавшихся ректором. Ободрённые защитой, семинаристы вскоре плеснули кислотой в лицо инспектору семинарии.
В начале 1906 года выступил, совместно с группой харьковских священников, с коллективным письмом «Голос священника о смертной казни и об убийстве как средстве политической борьбы», опубликованным в кадетской газете «Волна» 1 января 1906 года. Поводом для выступления в поддержку популярной идеи отмены смертной казни стала защита подростка, смертельно ранившего пристава 4-го полицейского участка Харькова В. Е. Колтуновского. Поскольку смертная казнь преступнику не угрожала в силу его малолетства, письмо священников было частью провокационной кампании, направленной на очернение государственного строя.
В 1906 году, представляя нарождающееся церковное обновленчество, баллотировался, но не был избран, на выборах в Государственный совет от духовенства Харьковской епархии, где конкурировал с депутатом от правых — профессором протоиереем Тимофеем Буткевичем.