Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Черняков, Алексей Григорьевич

Черняков, Алексей Григорьевич

Наука - Другое

17 мая 1955 - 14 июля 2010

советский и российский учёный, философ и математик, один из лидеров возрождения философского образования в России


Алексей Григорьевич Черняков (17 мая 1955 — 14 июля 2010) — советский и российский учёный, философ и математик, один из лидеров возрождения философского образования в России. Был профессором ряда высших учебных заведений Санкт-Петербурга: Института «Высшая религиозно-философская школа», Русской христианской гуманитарной академии, Смольного института свободных искусств и наук. Кандидат физико-математических наук, доктор философских наук. Доктор философии Амстердамского свободного университета.

Биография

В 1976 году окончил математико-механический факультет Санкт-Петербургского университета, занимался теоретическими и прикладными вопросами математики, публиковал свои работы в отечественных и зарубежных крупных математических журналах, работал в математическом отделе, возглавляемом профессором Н. Н. Воробьёвым в Институте социально-экономических проблем РАН, где в 1980 году защитил кандидатскую диссертацию по физико-математическим наукам под руководством профессора А. М. Вершика. Всегда чуткий к слову и языку, А. Г. Черняков изучал иностранные языки во время учёбы в университете, и затем дополнительно посещал занятия древнегреческого, латыни, санскрита у лучших педагогов Санкт-Петербургского университета А. К. Гаврилова, С. А. Тахтаджана, Т. Е. Катениной. Работа как с современными европейскими (английским, немецким, французским), так и древними языками была одной из любимейших, и весьма пригодилась Алексею Григорьевичу впоследствии, когда он занялся переводами классических богословских и философских текстов.

Алексей Черняков являлся членом-основателем Санкт-Петербургского союза учёных, независимой неправительственной организации, объединяющей более 900 членов — учёных-исследователей, преподавателей вузов, сотрудников архивов и музеев, правительственных структур и коммерческих фирм. В 1990 году вместе с Н. А. Печерской стал одним из основателей нового, негосударственного образовательного института «Высшей религиозно-философской школы» в Санкт-Петербурге, учреждённого Санкт-Петербургским союзом учёных. Со временем Алексей Григорьевич возглавил кафедру философии в ВРФШ, и стал проректором по научной работе этого института.

Институт предоставил возможность А. Г. Чернякову совершенствоваться в философии за рубежом, сначала в Англии, а затем в Нидерландах. Он прошёл научную стажировку в университетах Кембриджа и Амстердама, где помимо работы в библиотеках он читал ряд лекционных курсов. Его научная компетенция в философии росла вместе с его выступлениями и докладами на научных семинарах, международных конференциях, участием в дискуссиях с видными философами. Его оппонентами в разное время были такие учёные, как логик Тимоти Смайли, специалист по античной философии Майлс Барнеет, основатель деконструкции Жак Деррида, герменевт и онтолог Patrick Heelan, Отто Пёггелер, феноменологи Jitendra Nath Mohanty, Theodor de Boer, Rudolf Bernet, Клаус Хельд.

В 2001 году в Амстердамском свободном университете получил доктора философии за защиту диссертации. Поскольку в России требовалась нострификация диплома, Черняков в 2003 году в Российском государственном гуманитарном университете защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Время и бытие в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера».

Широта научных поисков А. Г. Чернякова отобразилась в интересе ко всем областям в истории философии. Как отмечают коллеги, работая в этом едином историко-философском пространстве, Алексей Григорьевич предлагал не ограничиваться «мейнстримами», но включать в научный оборот, исследовать по крупицам то, что традиционно оказывалось на периферии внимания (фрагменты Демокрита, стоиков, эпикурейцев и т. п.), причем работать с вновь прорабатываемым материалом междисциплинарно — философски, филологически, исторически, используя возможности различных наук и адаптируя дискуссии к различным аудиториям (в чем, кстати, он видел важное назначение философии в наши дни).

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ