Андре Шастель (фр. Andr Chastel; 15 ноября 1912 года, Париж — 18 июля 1990 года, Нёйи-сюр-Сен, предместье Парижа) — французский искусствовед, историк итальянского Ренессанса. Во Франции его называют "одной из самых влиятельных фигур в истории искусства во второй половине XX века".
Биография
Закончил Эколь Нормаль (1933, агреже 1937), параллельно слушал лекции Анри Фосийона в Сорбонне. Испытал влияние Эрвина Панофского. Преподавал в лицее в Гавре.
Был мобилизован в 1939 году, попал в плен, был узником концлагеря в Люббене. Освободился в 1942 году, продолжил преподавательскую деятельность в лицеях Шартра и Парижа.
Сотрудник Института искусства и археологии Сорбонны (1945—1948). Защитил докторскую диссертацию по флорентийскому искусству и гуманизму при Лоренцо Великолепном (1950, науч. рук-ль fr:Augustin Renaudet). Руководитель исследовательского направления в Практической школе высших исследований (1951—1978), профессор Института искусства и археологии Сорбонны, где работал в 1955-1970 гг., профессор Коллеж де Франс (1970—1984). Член Академии надписей и изящной словесности (с 1975). Членкор Британской академии (1976).
Внёс большой вклад в описание и систематизацию культурного наследия Франции. Постоянный сотрудник газеты Le Monde, основатель нескольких журналов по искусству: Искусство Франции (с 1961), Художественное обозрение (с 1968). Член многочисленных научных обществ и академий Франции и Италии. Дружил со многими современными художниками (Андре Массон, Этьенн Айду, Никола де Сталь), писал о них. Среди его учеников — Даниэль Аррас, Жан Клер.
Публикации
- Vuillard, Paris, Floury, 1946.
- Vuillard: peintures, 1890—1930, Paris, d. du Chne, 1948.
- Lonard de Vinci par lui-mme, dit. Nagel, 1952.
- Marsile Ficin et l’art, Droz, Genve, 1954.
- L’Art italien, Paris, Larousse, 1956, 2 vol. (переизд. : 1982, 1989, 1995; ит. пер.: 1957—1958, англ. пер. 1963)
- БоттичеллиBotticelli, Silvana, Milan, 1957.
- Art et humanisme Florence au temps de Laurent le Magnifique, P.U.F, 1959 (переизд.. 1961, 1982)
- L'ge de l’humanisme, ditions de la connaissance, Bruxelles, 1963 (в соавторстве с Робером Кляйном)
- Les Arts de l’Italie, Paris, P.U.F., 1963, 2 vol.
- Le Grand Atelier d’Italie, 1460—1500, Gallimard, 1965.
- Renaissance mridionale, 1460—1500, Gallimard, 1965.
- Nicolas de Stal, Paris, Le Temps, 1968.
- Le Mythe de la Renaissance, 1420—1520, Genve, Skira, 1969.
- La Crise de la Renaissance, 1520—1600, Genve, Skira, 1969.
- Stal, l’artiste et l’oeuvre, Saint-Paul-de-Vence, Fondation Maeght, 1972.
- Fables, formes, figures, Paris, Flammarion, 1978, 2 vol.
- L’Image dans le miroir, Paris, Gallimard, 1980.
- Grotesque, l’Arpenteur, 1980.
- Chronique de la peinture italienne la Renaissance, 1250—1580, Fribourg, Office du Livre, 1983.
- The Sack of Rome, 1527, Princeton, Princeton UP, 1983 (фр. изд.: Le Sac de Rome, 1527: du premier manirisme la Contre-rforme, Paris, Gallimard, 1984)
- Lon Gischia: rtrospective, 1917—1985/ Ante Glibota (dir.), textes d’Andr Chastel, Paris, Paris Art Center, 1985.
- L’Illustre incomprise, Mona Lisa, Paris, Gallimard, 1988.
Посмертные издания
- Introduction l’histoire de l’art franais, Paris, Flammarion, 1993.
- L’Art franais, Paris, Flammarion, 1993—1996, 4 vol.
- La Pala ou le retable italien des origines 1500, avec le concours de Christiane Lorgues-Lapouge, prface d’Enrico Castelnuovo, Paris, Liana Levi, 1993 (переизд. 2005, ит. пер.)
- Palladiana, Paris, Gallimard, 1995
- La Gloire de Raphal ou le triomphe d’ros, Paris, Runion des muses nationaux, 1995.
- L’Italie et Byzance/ Ed. tablie par Christiane Lorgues-Lapouge, Paris, ditions de Fallois, 1999.
Публикации на русском языке
- Искусство и гуманизм во Флоренции времен Лоренцо Великолепного: Очерки об искусстве Ренессанса и неоплатоническом гуманизме. — Москва; Санкт-Петербург: Университетская книга, 2001. — 622 с. — (Книга света).