Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Явец, Цви: биография

Кафедру истории Тель-Авивского университета Цви Явец возглавлял на протяжении трёх десятилетий. В этом качестве он проводил либеральную политику приёма студентов и преподавателей, опираясь больше на собственное чувство справедливости и целесообразности, чем на бюрократические процедуры, и не стремясь решать вопросы коллегиально (за что получил от своего преемника Эяля Наве прозвище «просвещённый диктатор»). Как минимум один раз это могло серьёзно отразиться на его карьере, когда он назначил главой отделения военной истории — единственного в Израиле — Исраэля Бара, одного из ведущих аналитиков министерства обороны. Впоследствии оказалось, что Бар не имел формального образования и был советским шпионом. С другой стороны, именно пренебрежение формальной процедурой в пользу «высшей справедливости», как понимал её Явец, позволило получить высшее образование будущим профессорам-историкам Вальтеру Грабу, Михаэлю Харсегору и Шломо Бен-Ами. В 1990 году Явец был удостоен Премии Израиля.

Цви Явец скончался в январе 2013 года, оставив после себя двух сыновей и трёх внуков. Он похоронен на кладбище кибуца Тель-Ицхак неподалёку от Тель-Авива.

Научная деятельность

В центре исследований Явеца, интеллектуала левых взглядов (на протяжении многих лет он состоял в партии Труда и сравнивал римские завоевания с израильским контролем над палестинскими территориями), с самого начала находился римский плебс — свободные бедняки, которых до него считали бездельниками, существовавшими за счёт государства, в то время как весь полезный труд выполняли рабы. Явец сумел поколебать эту господствовавшую точку зрения, продемонстрировав, что плебеи, хотя и не имели постоянного источника заработка, вовсе не пренебрегали временной работой. Он также подробно рассматривал в своих трудах отношения между императорами, аристократией и плебсом, показывая, как последний использовался для давления на патрициев и сенаторов и как формировались образы народных героев — таких, как Гай Марий и Сатурнин.

Отдельные монографии Явеца были посвящены всем первым римским императорам — от Цезаря («Юлий Цезарь и его публичный имидж», 1979) до Нерона, а также Цицерону. В монографии «Август» (1988) он подробно рассматривает концепцию харизмы, отвергая её как универсальное понятие. По мнению Явеца, любой лидер харизматичен лишь для определённых групп людей, и лидер для одной группы не будет обладать харизмой в глазах другой. Поэтому Явец отказывается от общего представления «Рим при ранних императорах», вместо этого поочерёдно фокусируясь на личности каждого из них, показывая, как по-разному они формировали повседневную жизнь империи. В сферу интересов Явеца входили аспекты римского рабовладения (освещённые в вышедшей на иврите в 1983 году книге «Рабы и восстания рабов в Древнем Риме») и античного антисемитизма, а также история Буковины и его родных Черновиц в период между мировыми войнами (которой посвящена книга 2008 года «Мои Черновцы»).

Монографии

  • Римский плебс и прощение долгов (иврит, Тель-Авив, 1958)
  • Массы и лидеры Рима: Поздняя республика и ранняя империя (иврит, Тель-Авив, 1966; переиздание: 2005)
  • Плебс и принцепс (английский язык, Оксфорд, 1969; переиздание: французский язык, Париж, 1984)
  • Цезарь и цезаризм: Массы в римской истории (иврит, Тель-Авив, 1971)
  • Место врача в древнеримском обществе (иврит, Тель-Авив, 1973)
  • Заметки о Тите и Иосифе (иврит, Тель-Авив, 1975)
  • Юлий Цезарь и его публичный образ (немецкий язык, Дюссельдорф, 1979; переиздания: английский язык, Лондон, 1983; французский язык, Париж, 1990)
  • Восстания рабов в Риме (в соавт. с Зеэвом Рубинзоном, иврит, Тель-Авив, 1983)
  • Цицерон и Римская республика: Рим в I веке до н. э. (иврит, Иерсалим, 1987)
  • Август: Победы умеренности (иврит, Тель-Авив, 1988)
  • Рабы и рабство в древнем Риме (английский язык, Нью-Брансуик, 1988)
  • Юлий Цезарь: превратности харизмы (иврит, Тель-Авив, 1992)
  • Тиберий и Калигула: от лицемерия до безумия (иврит, Тель-Авив, 1995)
  • Юдофобия в древности: Мюнхенские лекции (немецкий язык, Мюнхен, 1997)
  • Клавдий и Нерон: от методичности к дилетантизму (иврит, Тель-Авив, 1999)
  • Тогда и сейчас (сборник статей и лекций, иврит, Тель-Авив, 2002)
  • Антисемитизм и его превращения: жизнь в Румынии в эпоху короля Кароля II, 1930—1940 (иврит, Тель-Авив, 2004)
  • Мои Черновцы: место, где жили люди и книги (иврит, Ор-Иехуда, 2007)

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ