Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Боков, Всеволод Андреевич

Боков, Всеволод Андреевич

Полковники

08 февраля 1921 - 20 августа 2007

заместитель начальника полигона Байконур по научным опытно-испытательным работам, полковник-инженер, Герой Социалистического Труда


Всеволод Андреевич Боков (8 февраля 1921 года, село Новодмитриевка, ныне Ивановский район, Херсонская область — 20 августа 2007 года, Москва) — заместитель начальника полигона Байконур по научным опытно-испытательным работам, полковник-инженер, Герой Социалистического Труда.

Биография

Родился 8 февраля 1921 года в селе Новодмитриевка Ивановского района Херсонской области. Ещё в школьные годы у него проявилась любовь к технике, он мечтал стать инженером. В 1938 году окончил 10 классов и поступил в Бежицкий машиностроительный институт.

В начале Великой Отечественной войны институт был эвакуирован в город Нижний Тагил Свердловской области. Оттуда студента 4-го курса Бокова в апреле 1942 года призвали в Красную Армию и направили на учёбу в Артиллерийскую академию имени Ф. Э. Дзержинского. Обучался на факультете стрелкового вооружения по ускоренной программе, в октябре 1943 года лейтенант Боков получил диплом инженера-механика. Рвался на фронт, писал рапорты в военкомат, но ему было отказано.

Был направлен служить старшим техником военной приемки Главного артиллерийского управления Красной армии в управлении заказов и производства стрелкового вооружения на заводах № 828 и № 2 Наркомата вооружения СССР. В. А. Боков более двух лет контролировал качество выпускаемых пистолетов-пулеметов конструктора А. И. Судаева, танковых и ручных пулеметов конструктора В. А. Дегтярева.

Послевоенная служба молодого инженера оказалась тесно связанной с созданием ракетного щита Родины и освоением космоса. С 1946 года служил в первом отделе первого управления Государственного центрального полигона «Капустин Яр» — старший техник сборки, с 1948 года — старший инженер-испытатель. Участник первого запуска баллистической ракеты в СССР 18 октября 1947 года.

В 1952 году окончил Высшие инженерные курсы при Московском высшем техническом училище имени Н. Э. Баумана. Продолжил службу на Государственном центральном полигоне «Капустин Яр», участвовал в обеспечении лётных испытаний первых советских баллистических ракет, старший офицер-испытатель, начальник группы, заместитель начальника отдела.

В период укомплектования штатов полигона Байконур, где планировалось проведение летных испытаний межконтинентальных ракет, подполковник В. А. Боков предложил создать специальный отдел анализа летно-технических характеристик ракет. Эта инициатива обосновывалась возросшей сложностью систем автоматического регулирования работы агрегатов и автономного управления полетом. Предполагалось, что обработка и анализ информации, которая будет автоматически с борта летящей ракеты «сбрасываться» в единый центр, поможет быстро находить «болевые точки» в её едином «организме». Такой отдел анализа был создан на Байконуре в 1955 году, его первым начальником был назначен В. А. Боков.

Правомерность существования новой структуры подтвердила сама жизнь. 15 мая 1957 года пуск первой межконтинентальной ракеты Р-7 закончился аварией. Отдел анализа подготовил доклад, который отразил хронологию работы всех систем ракеты в строгом соответствии с очередностью команд наземных и бортовых программно-временных механизмов. Такой подход позволил найти причину аварии. На заседании Государственной комиссии после доклада подполковника В. А. Бокова председательствующий предложил выступить главному конструктору С. П. Королёву. Он сказал: «Доклад достаточно полный, и к такому докладу мне добавить нечего». Аналогичные заявления сделали академики В. П. Глушко и Н. А. Пилюгин. Так состоялся дебют отдела анализа. Подобные доклады стали нормой и делались по результатам всех последующих пусков ракет. Кроме того, сотрудники отдела постоянно участвовали в совместных с представителями промышленности разборах причин отказов и аварий ракет.

По мере накопления статистики отдел анализа начал давать обоснованные предложения по повышению надежности отдельных систем ракеты. Так, например, изучение данных об аномально высокой или, наоборот, очень низкой температуре в хвостовых отсеках некоторых блоков в полете позволило прийти к выводу о недостаточной герметичности гидромагистралей. Организация разработчиков устранила этот дефект. Вместе с ростом авторитета отдела усложнялась оргтехника анализа, чаще использовались ЭВМ, увеличивалась численность его сотрудников. Вскоре подобные отделы были созданы на полигонах Капустин Яр и Плесецк.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ