Сэр Джон Артур «Джек» Брэбем (англ. Sir John Arthur "Jack" Brabham, 2 апреля 1926, Хартсвилл, Новый Южный Уэльс — 19 мая 2014, Голд-Кост) — австралийский автогонщик, трёхкратный чемпион мира по автогонкам в классе Формула-1. Первый австралийский чемпион Формулы-1. Трое сыновей Брэбема Джефф, Гэри и Дэвид также стали автогонщиками.
Карьера
Джек родился в семье торговца в 15 км от Сиднея на окраине городка Хартсвилл. После окончания школы, в 15 лет, устроился на работу в гараж, где занимался ремонтом автомобилей.
Во время Второй мировой войны служил в королевских воздушных силах. По возвращении с войны, в 1946 году открыл небольшую мастерскую по ремонту автомобилей. Также он участвовал в чемпионате Нового Южного Уэлса (New South Wales Championship) и одержал в нём победу.
В 1955 дебютировал на Гран-при Великобритании в чемпионате Формулы-1 в команде Cooper. В 1959 Брэбем стал чемпионом мира в команде Cooper. А в 1960 он повторил успех с командой. В третий раз повторить свой успех смог только в 1966 году за рулём болида собственной команды Brabham.
Результаты выступлений в Формуле-1
Легенда к таблице |
В таблице перечислены результаты всех Гран-при Формулы-1, в которых принимал участие пилот. Строками таблицы являются сезоны, столбцами — этапы Гран-при. В каждой клетке указаны сокращённое название этапа и результат гонщика, дополнительно обозначенный цветом. Расшифровка обозначений и цветов представлена в нижеследующей таблице. Пример | Описание | 1 | Победитель | 2 | Второе место | 3 | Третье место | 5 | Финишировал в очковой зоне | 12 | Финишировал вне очковой зоны | НКЛ | Финишировал, но не классифицирован | 15 | Участвовал вне зачёта, либо по отдельной классификации | 18 | Не финишировал, но классифицирован | Сход | Не финишировал и не классифицирован | НКВ | Не квалифицирован | НПКВ | Не предквалифицирован | ДСК | Дисквалифицирован | ИСК | Исключён из протокола | тест | Тестер по пятницам | НС | Участвовал в гран-при в качестве боевого пилота, но не стартовал в гонке | Т | Травмирован или болен | ОТК | Отказ от участия | НТР | Прибыл на гран-при, но не участвовал даже в тренировках | НПР | Был заявлен в числе участников гран-при, но не прибыл к началу соревнований | О | Гонка отменена | | Не участвовал | Поул-позиция | Быстрый круг | |
Год | Команда | Шасси | Двигатель | Ш | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | Место | Очки |
1955 | Cooper | Cooper T40 | Bristol 2,0 L6 | D | АРГ | МОН | 500 | БЕЛ | НИД | ВЕЛ Сход | ИТА | | | | | | | — | 0 |
1956 | Частная заявка | Maserati 250F | Maserati 250F 2,5 L6 | D | АРГ | МОН | 500 | БЕЛ | ФРА | ВЕЛ Сход | ГЕР | ИТА | | | | | | — | 0 |
1957 | Cooper | Cooper T43 | Coventry-Climax FPF 1,5 L4 | D | | | | ФРА 7 | | ГЕР Сход | ПЕС 7 | ИТА | | | | | | 23 | 0 |
Coventry-Climax FPF 2,0 L4 | АРГ | МОН 6 | 500 | ФРА Сход | | | | | | | | | |
RRC Walker | | | | | ВЕЛ Сход | | | | | | | | |
1958 | Cooper | Cooper T45 | Coventry-Climax FPF 2,2 L4 | D | АРГ | МОН 4 | | | БЕЛ Сход | ФРА 6 | | | ПОР 7 | | | | | 18 | 3 |
Coventry-Climax FPF 2,0 L4 | | | НИД 8 | 500 | | | ВЕЛ 6 | | | ИТА Сход | | | |
Coventry-Climax FPF 1,5 L4 | | | | | | | | ГЕР Сход | | | МАР 11 | | |
1959 | Cooper | Cooper T51 | Coventry-Climax FPF 2,5 L4 | D | МОН 1 | 500 | НИД 2 | ФРА 3 | ВЕЛ 1 | ГЕР Сход | ПОР Сход | ИТА 3 | СОЕ 4 | | | | | 1 | 31 (34) |
1960 | Cooper | Cooper T51 | Coventry-Climax FPF 2,5 L4 | D | АРГ Сход | | | | | | | | | | | | | 1 | 43 |
Cooper T53 | | МОН ДСК | 500 | НИД 1 | БЕЛ 1 | ФРА 1 | ВЕЛ 1 | ПОР 1 | ИТА | СОЕ 4 | | | |
1961 | Cooper | Cooper T55 | Coventry-Climax FPF 1,5 L4 | D | МОН Сход | НИД 6 | БЕЛ Сход | ФРА Сход | ВЕЛ 4 | | | | | | | | | 11 | 4 |
Cooper T58 | Coventry-Climax FWMV 1,5 V8 | | | | | | ГЕР Сход | ИТА Сход | СОЕ Сход | | | | | |
1962 | Брэбем | Lotus 24 | Coventry-Climax FWMV 1,5 V8 | D | НИД Сход | МОН 8 | БЕЛ 6 | ФРА Сход | ВЕЛ 5 | | | | | | | | | 9 | 9 |
Brabham BT3 | | | | | | ГЕР Сход | ИТА | СОЕ 4 | ЮЖН 4 | | | | |
1963 | Брэбем | Lotus 25 | Coventry-Climax FWMV 1,5 V8 | D | МОН 9 | | | | | | | | | | | | | 7 | 14 |
Brabham BT3 | | БЕЛ Сход | | | | | ИТА 5 | | | | | | |
Brabham BT7 | | | НИД Сход | ФРА 4 | ВЕЛ Сход | ГЕР 7 | | СОЕ 4 | МЕК 2 | ЮЖН 13 | | | |
1964 | Брэбем | Brabham BT7 | Coventry-Climax FWMV 1,5 V8 | D | МОН Сход | НИД Сход | БЕЛ 3 | ФРА 3 | ВЕЛ 4 | ГЕР 12 | | | | | | | | 8 | 11 |
Brabham BT11 | | | | | | | АВТ 9 | ИТА 14 | СОЕ Сход | МЕК 15 | | | |
1965 | Брэбем | Brabham BT11 | Coventry-Climax FWMV 1,5 V8 | D G | ЮЖН 8 | МОН Сход | БЕЛ 4 | ФРА | ВЕЛ НС | НИД | ГЕР 5 | ИТА | СОЕ 3 | МЕК Сход | | | | 10 | 9 |
1966 | Брэбем | Brabham BT19 | Repco 620 3,0 V8 | G | МОН Сход | БЕЛ 4 | ФРА 1 | ВЕЛ 1 | НИД 1 | ГЕР 1 | ИТА Сход | | | | | | | 1 | 42 (45) |
Brabham BT20 | | | | | | | | СОЕ Сход | МЕК 2 | | | | |
1967 | Брэбем | Brabham BT20 | Repco 740 3,0 V8 | G | ЮЖН 6 | | | | | | | | | | | | | 2 | 46 (48) |
Brabham BT19 | | МОН Сход | | | | | | | | | | | |
Brabham BT24 | | | НИД 2 | БЕЛ Сход | ФРА 1 | ВЕЛ 4 | ГЕР 2 | КАН 1 | ИТА 2 | СОЕ 5 | МЕК 2 | | |
1968 | Брэбем | Brabham BT24 | Repco 740 3,0 V8 | G | ЮЖН Сход | | | | | | | | | | | | | 23 | 2 |
Brabham BT26 | Repco 860 3,0 V8 | | ИСП НС | МОН Сход | БЕЛ Сход | НИД Сход | ФРА Сход | ВЕЛ Сход | ГЕР 5 | ИТА Сход | КАН Сход | СОЕ Сход | МЕК 10 | |
1969 | Брэбем | Brabham BT26A | Ford Cosworth DFV 3,0 V8 | G | ЮЖН Сход | ИСП Сход | МОН Сход | НИД 6 | ФРА Т | ВЕЛ Т | ГЕР Т | ИТА Сход | КАН 2 | СОЕ 4 | МЕК 3 | | | 10 | 14 |
1970 | Брэбем | Brabham BT33 | Ford Cosworth DFV 3,0 V8 | G | ЮЖН 1 | ИСП Сход | МОН 2 | БЕЛ Сход | НИД 11 | ФРА 3 | ВЕЛ 2 | ГЕР Сход | АВТ 13 | ИТА Сход | КАН Сход | СОЕ 10 | МЕК Сход | 5 | 25 |
Результаты гонок Индианаполис-500
Год | Шасси | Старт | Qual | Rank | Финиш | Круг | Лидирование | Сход | 1961 | 17 | 13 | 145.144 | 17 | 9 | 200 | 0 | Running | 1964 | 52 | 25 | 152.504 | 15 | 20 | 77 | 0 | Fuel Tank | 1969 | 95 | 29 | 163.875 | 29 | 24 | 58 | 0 | Ignition | 1970 | 32 | 26 | 166.397 | 22 | 13 | 175 | 1 | Piston | Итого | 510 | 1 | | | Стартов | 4 | Поулы | 0 | Первая линия | 0 | Побед | 0 | Top 5 | 0 | Top 10 | 1 | Сходов | 3 | |
Награды