Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Денисов, Виктор Леонович: биография

Позже советскому периоду В. Денисов посвятил пьесы «Второе пришествие в Страну чудес», «Сторожа на плотине», «Клоун», «Заблудившийся трамвай»; перестройке в СССР — «Лыжники». Несколько поколений русской интеллигенции стали героями его пьес «Когда святые маршируют», «Званый ужин», «Мой любимый крокодил», «Чертовка в розовом трико», «Сочельник» и других.

В 1987 году состоялся драматургический дебют Виктора Денисова на московской сцене. Шел третий год перестройки — театр требовал иного чем прежде сценического языка. Новый драматический театр принял к постановке американскую пьесу «Все в саду» (В. Денисов должен был делать её новый перевод). Но приглашенный из Театра имени Ленинского комсомола режиссёр Петр Штейн решил сделать инсценировку пьесы Джайлза Купера и Эдварда Олби в духе происходивших тогда в России перемен. Так родился острый по форме и кричащий по сути трагифарс В. Денисова «Пир в саду» о губительной власти денег, толкающей людей на разврат и преступление.

Главное управление культуры закрыло спектакль, как порочащий главные устои морали советского человека. Но его отстояли авторитетные деятели культуры: критики Борис Любимов, Михаил Швыдкой, журналист газеты «Московский комсомолец» Александр Аронов, актриса Наталья Варлей, артисты Театра имени Ленинского комсомола Олег Янковский, Александр Абдулов, Ирина Алферова во главе с его главным режиссёром Марком Захаровым. До 1989 года «Пир в саду» шёл на сцене Нового драматического театра при полных аншлагах.

В 1989 году В. Денисов сочинил самую короткую русскую пьесу «Primum Agere» («Действуй!») о непредсказуемых путях развития России. Она вошла в его первый авторский сборник оригинальных пьес 1998 года «Шесть призраков Ленина на рояле». В 1993-м, пятью годами раньше, пьесу «Шесть призраков Ленина на рояле», посвященную трагической судьбе России в XX веке, поставил в Московском драматическом театре «Лаборатория» его главный режиссёр Андрей Россинский.

«Шесть призраков…» — первая из трех пьес драматургической трилогии В. Денисова «Тираны XX века». Вторая, «Боюсь как Бин Ладена», посвящена проблеме международного терроризма. Третья, «Воскресить Карабаса?», о взаимоотношениях тирана и жертвы.

В 1996 году режиссёр Роман Виктюк предложил В. Денисову сделать русскую сценическую версию культового американского фильма Билли Уайлдера «Бульвар Сансет». Премьера мелодрамы «Бульвар заходящего солнца» В. Денисова состоялась в Русском театре Эстонии в Таллине в 1998 году. Роль звезды немого кино Нормы Дэсмонд сыграла советская и украинская актриса театра и кино Ада Роговцева. Спектакль гастролировал в Прибалтике, России, Украине, Израиле, США.

Профессиональное занятие драматургией в сочетании с академическим образованием делают и переводы В. Денисова англоязычных пьес на русский легко «говорящимися», не требующими сценической адаптации. В. Денисов первым перевел с английского на русский пьесы «Камино реаль», «Процесс приспособления», «Королева насекомых» Теннесси Уильямса, «Любовник» Гарольда Пинтера, «Сотворение мира и другие дела» Артура Миллера, «Американский идеал» Эдварда Олби.

В спектаклях по пьесам В. Денисова и его переводам играли Лия Ахеджакова, Виктор Гвоздицкий, Вячеслав Гришечкин, Александр Дзюба, Валерий Задонский, Александр Ивашкевич, Кирилл Козаков, Сергей Маковецкий, Борис Невзоров, Андрей Невраев, Любовь Новак, Людмила Одиянкова, Евгений Паперный, Дмитрий Писаренко, Александр Резалин, Евгения Симонова, Владимир Шевяков и другие актёры.

В ноябре 2011 года старейший вахтанговец Владимир Этуш вышел в роли Грегори Соломона в отрывке из пьесы «Цена» Артура Миллера (перевод В. Денисова) в юбилейном спектакле «Пристань» к 90-летию Театра имени Евгения Вахтангова (художественный руководитель постановки Римас Туминас).

С 1974 по 2001 год В. Денисов написал около 500 статей по вопросам современного театра, драмы, литературы, искусства. Публиковался в альманахе «Современная драматургия», журналах «Театральная жизнь», «Современная художественная литература за рубежом», «Общественные науки за рубежом», журнале зарубежной драматургии «Суфлер», еженедельниках «Экран и Сцена», «Аргументы и факты», книжном обозрении «Общественная мысль за рубежом», «Независимой газете», в газетах «Вечерняя Москва», «Вечерний клуб», «Московская правда», «Театральный курьер», газете о театре «Докторъ Чеховъ», «Сударушка».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ