Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Иодко, Ромуальд Ромуальдович: биография

В 1957 году скульптор переходит с кафедры архитектурно-декоративной скульптуры на кафедру академической скульптуры и становится её деканом.

В 1962 году благодаря помощи ректората Строгановского училища, Р. Р. Иодко издает свое учебное пособие по курсу «Скульптура» «Построение рельефа на плоскости». В нём он пишет: «Теория пространственных искусств сравнительна с теорией музыки и литературы и разработана весьма слабо». В этой работе автор возвращает нас к идеалам древнегреческих и древнеегипетских скульптур и объясняет закон «золотого сечения».

В свой 70-летний юбилей Ромуальд Ромуальдович получил очень много поздравительных адресов от различных институтов, в том числе художественного института, архитектурного, физической культуры, Строгановского, от Союза художников СССР и РСФСР, деятелей культуры, которые так отмечали его деятельность: «Ваше творчество — образец соединения таланта и трудолюбия. Являясь одним из славных питомцев Строгановского училища, Вы, любимый профессор, верны его традициям и передаете их своим ученикам вместе с замечательной техникой работы скульптора. Ваши глубокие знания ученого-исследователя помогают нам лучше познать художественное наследие в области скульптуры и других изобразительных искусств».

В год 75-летия со дня рождения скульптора Правление Московской организации Союза художников РСФСР за подписью Председателя Правления С. И. Дудника и Председателя бюро секции скульптуры И. М. Рукавишникова отметило: «И сами Вы — вся Ваша жизнь, Ваши произведения, являетесь для Ваших учеников прекрасным примером того, как должен жить и трудиться художник, чья жизнь отдана искусству».

Вот что пишет в своих воспоминаниях скульптор Михаил Викторович Шандуренко, который учился в Строгановском институте у А. Н. Бурганова, и в далеком 1974 году, будучи 23-летним юношей, был последним ассистентом Р. Р. Иодко:

«…Именно тогда я впервые встретил необыкновенного человека. Его классическая на вид фигура, неторопливо движущаяся по псевдоклассическим пространствам Строгановского училища, настолько гармонировала с этой архитектурой, насколько и отличалась от остальных обитателей. Чёрная тройка, белая рубашка, чёрный галстук, гладко зачесанные седые волосы, высокий лоб, из под которого смотрели внимательные серые глаза — все это, казалось, говорило о том, что так и должен выглядеть настоящий профессор, можно сказать идеальный профессор, это и был Ромуальд Ромуальдович Иодко…

…Ромуальд Ромуальдович был замечательным педагогом, а его уроки носили глубокое содержание. На занятиях он опирался на обширные теоретические знания и умение показать на практике, как нужно моделировать ту или иную форму. Прекрасное владение стилями (заложенное ещё в годы обучения Ромуальда Ромуальдовича в имперском Строгановском училище) помогали студентам оттачивать хороший вкус. Все занятия сопровождались многочисленными примерами, которые красочно иллюстрировались большим количеством фотографий (запасов ещё с имперских времен). Преподавание его было простым, ясным и доходчивым. Это и привлекало к нему молодых художников и давало хороший результат в работе.

Отдельно хочется сказать о его научных изысканиях. Прежде всего, об исследованиях по золотому сечению, применяя которое (по системе Иодко) можно легко запомнить пропорции человеческого тела (очень удобно для запоминания), или понять принцип построения барельефа (пожалуй, самое простое, если не единственное и внятное пособие по лепке барельефа). Удивительным также, кажется, его объяснение окружающего нас пространства через „золотое сечение“, где Ромуальд Ромуальдович убедительно доказывает гармоническое строение среды и приводит нас к мысли о тварности мира.

А как Ромуальд Ромуальдович объяснял основы композиции!? — В композиции есть главное и есть второстепенное, где второстепенное подчиняется главному. В их взаимодействии и возникает гармония. Но если все элементы равны, то композиция нарушается и „распадается“…».

Так кто эти ученики, ради которых Ромуальд Ромуальдович отказался от своего желания создавать новые и новые образы, и полностью ушел в педагогическую деятельность, находя в ней свое особое предназначение? Конечно, это сотни тогда молодых скульпторов и архитекторов, получивших мастерство у Р. Р. Иодко. И самые известные среди них — это Лев Ефимович Кербель, Владимир Ефимович Цигаль, Андрей Петрович Файдыш-Крандиевский, Александр Николаевич Бурганов, Анатолий Андреевич Бичуков.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ