Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Кошут, Лайош: биография

В руках Лайоша Кошута еженедельная газета (…) — не что иное, как самое острое оружие, но она — и в этом-то вся беда — не очистит родину от накопившегося в её организме шлака, а убьёт её и т.о. приведёт венгров не к славе, а к гибели. (…) автор действует прямо по французскому образцу. Этот образец есть не что иное, как тот путь, по которому шли, начиная от Мирабо, Демулен, Дантон, Сен-Жюст, Марат, Робеспьер, вплоть до героев современной французской пропаганды: Ламенне, Пэра, Анфантэна и др., которые сами по себе в большинстве хорошие люди, а многие неподкупно-честны и исповедуют граничащую с цинизмом простоту, но, заблудившись на ложных путях, подсказанных сердцем и чувствами, где не властвует уже здравый смысл (а это лучшая отправная точка!), (…) они в конце концов впали в такое слепое безумие, что, следуя своим вздорным мечтам о благе человечества, о благе своих ближних, залили людской кровью алтарь отечества…

В 1844 году правительство косвенными путями (через спор по поводу выплаты заработной платы) вынудило «Пештский листок» уволить Кошута, который не мог организовать собственное издание. Преемником Кошута на редакторском посту стал известный историк Ласло Салай (с ним у Кошута были неприязненные отношения).

Австрийский канцлер Меттерних лично общался с Кошутом и предложил ему поступить на государственную службу. Однако Кошут отказался от такого предложения и последующие три года оставался без работы.

Политические убеждения Кошута

Независимая Венгрия, но непременно с демократическим государственным устройством, суд присяжных, свобода слова, совести и печати, ликвидация феодальных пережитков (освобождение крестьян, отмена барщины и натуральных повинностей в любой их форме, единое налогообложение вне зависимости от сословия), замена представительства привилегированных сословий избираемым на демократических началах общенародным представительством — таковой была политическая программа Кошута, ориентировавшаяся на передовые радикальные демократические идеи Европы. Кроме того, Кошут перехватил у Салая и его группы идею административной централизации...

Деятельность Кошута встречала глухой протест у потомков древних магнатов. Ещё сильнее было противодействие со стороны населявших Венгрию славян (в первую очередь, хорватов и словаков), которым борьба за тотальное утверждение венгерского языка (окончившаяся в 1843 году рядом уступок со стороны правительства) грозила постепенной мадьяризацией. Хотя ограничение в правах какой-либо национальности как будто не входило в планы демократа Кошута - однако, в то же время, он ни в выступлениях, ни в изданиях своих, ни своими конкретными действиями не подчеркнул достаточно ясно и чётко идею свободного союза австрийских народов. Поэтому, придя к власти, он своими действиями спровоцировал национальную вражду.

Венгерская революция

Под влиянием революционных событий в Париже Лайош Кошут 3 марта 1848 года призвал к революционным переменам в Австрийской империи, апеллируя к семнадцатилетнему эрцгерцогу Францу Иосифу. 15 марта 1848 года венгерский парламент отправил императору адрес с требованием учреждения ответственного министерства для Венгрии, свободы прессы, суда присяжных, равноправности вероисповеданий и национальной системы обучения. Депутация, во главе которой стоял сам инициатор предложения, Кошут, прибыла в Вену в весьма удобный момент, и Венгрии было «даровано» самоуправление, позволившее создать правительство. Во главе его официально стоял либеральный граф Лайош Баттяни, но истинным вдохновителем был именно Кошут, получивший должность министра финансов. Венгерская революция началась. Дух свободы и преобразований активно пропагандировался в новой газете, издаваемой Кошутом, — «Kossuth Hirlapja» («Газета Кошута» или «Кошутовский листок»), редактором которой был Йожеф Байза.

И Венгрия, и Хорватия возрождались к свободной жизни — однако взаимоотношения двух наций оставляли желать лучшего. Венгерские революционеры не понимали или «не желали понять» хорватских национальных чаяний. 31 марта 1848 года венгерский поэт сербо-словацкого происхождения Шандор Петёфи выступил с демагогическим призывом к «любимым братьям-хорватам» совместно выступить против «деспотической бюрократии Австрии» — но при этом агитировал хорватский народ «забыть различия в языке». Как писал впоследствии бан Елачич, именно «ограничения в языковом вопросе, узаконенные Венгерским парламентом, были одной из главных причин сопротивления хорватского народа мадьярам» («ogranienja u jezinom pogledu koja je htio Madarski sabor Hrvatima nametnuti, bili su jedan od glavnih uzroka otpora hrvatskog naroda protiv Maara»).

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ