Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Леви бен Гершом

Леви бен Гершом

Наука - Другое

средневековый еврейский учёный-универсал: философ, математик, астроном, комментатор Писания и знаток Талмуда


Леви бен Гершом (ивр. , известный также как Леви бен Герсон, Лев Герсонид, лат. Gersonides или Ралбаг, ивр. "; 1288, Баньоль-сюр-Сез, Франция — 20 апреля 1344, Перпиньян) — средневековый еврейский учёный-универсал: философ, математик, астроном, комментатор Писания и знаток Талмуда. Упоминается также под именами Маэстро Лео де Баньоль (фр. Lon de Bagnols), Магистр Лев Еврейский (лат. Magister Leo Hebraeus), Бен Гершон и Гершуни.

Является автором сочинений на иврите по математике, астрономии, философии, богословию, физике, метеорологии и астрологии. Изобретённый им астрономический и навигационный прибор «Посох Якова» нашёл применение в мореплавании; по некоторым сведениям, именно он использовался Христофором Колумбом и Васко да Гамой. Часть трудов Герсонида была переведена на латинский язык и высоко оценивалась учёными эпохи Возрождения. Многие историки философии считают его величайшим (и во многих отношениях более радикальным) еврейским философом после Маймонида. Универсальность личности бен Гершома, его гуманизм и рационализм позволяют считать его одним из первых представителей Ренессанса в еврейской и европейской культурах.

В честь Леви бен Гершома назван кратер Рабби Леви на Луне.

Биография

О жизни Герсонида сохранилось не так много сведений. Он жил во французских городах Оранже и в Авиньоне, где во время правления герцога Анжуйского, а позднее и римского папы, к евреям проявляли относительную терпимость. Ралбаг был, возможно, сыном известного талмудиста Гершона бен Шломо из Безье, а его брат Соломон был личным врачом римского папы Бенедикта XII в Авиньоне и помогал переводить сочинения Леви на латинский язык. По-видимому, дедом Леви по матери был автор книги «Диадема милости» Леви бен Авраам бен Хаим, ставший излюбленной мишенью нападок еврейских противников философии.

Неизвестно, владел ли Герсонид латинским, арабским или провансальским языками; впервые обнаруженный в 1975 году Жераром И. Вайлем (Grard E. Weil) список книг из библиотеки Герсонида, написанный последним собственноручно, перечисляет 168 манускриптов, и все они на иврите. Из них — четыре экземпляра «Путеводителя растерянных» Маймонида, причём одна копия, видимо, сделана самим Ралбагом. В библиотеке практически нет философских произведений древнегреческих авторов, даже в переводе, хотя есть сочинения по математике и астрономии. Скорее всего, Ралбаг не знал и греческого.

Начало единственного известного автографа Герсонида, начат на свободном месте после текста книги ивр. (Shorashim, Корни) Давида Кимхи
Продолжение автографа — список книги из личной библиотеки Герсонида, поделенных им на три группы: Танах, Талмуд, наука.
Окончания списка рукописных книг, всего 168, все на иврите. Манускрипт хранится в еврейской общине Вроцлава, в нормальном разрешении можно увидеть на сайте Manuscriptorium за номером 46886

Философия и богословие

Герсонид прославился как выдающийся богослов, хотя раввином никогда не был. Герсонид был убеждённым сторонником философии Аристотеля, с которой был знаком по изложению Аверроэса. Его комментарии к Аверроэсу, написанные между 1319 и 1324 годами, до сих пор не опубликованы.

Главный труд Герсонида называется «' » (Milkhamot Adonai, рус. Войны Господа). Этот многотомный труд был написан в 1317—1329 годах. В нём Герсонид доказывает, что философия Аристотеля соответствует традиции иудаизма, и утверждает, что Священное Писание и рационализм вполне совместимы, а Господь не требует от человека ничего, что противоречило бы разуму.

В отличие от Маймонида, скрывавшего в книгах часть своих взглядов, Герсонид формулирует их открыто. Полагают, что именно отсутствие загадки привело к меньшей популярности книг Герсонида по сравнению с Маймонидом.

Во введении к «Войнам Господа» Герсонид перечисляет основные философские проблемы, разобранные в труде:

  1. Имеет ли рациональная душа, не достигшая полного совершенства, посмертную жизнь, и если да, бывают ли разные уровни бессмертия души?
  2. Знание будущего, приходящее к человеку во сне или пророчески, приходит в силу потребности в этом знании или случайно? Если не случайно, какова причина и как она действует?
  3. Знает ли Бог существующие вещи, и если да, какова природа этого знания?
  4. Существует ли божественное провидение для отдельных людей, групп и человечества в целом?
  5. Каковы причины и происхождение движения небесных сфер?
  6. Является ли мир вечным или был сотворён? Каким образом?

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ