Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Леви бен Гершом: биография

Бен Гершом, как и многие другие, стремился объяснить действие магнита, явно противоречащего учению Аристотеля. Герсонид не принял объяснение Аверроэса, что из магнита выходят невидимые частички, которые подталкивают железо. Объяснение самого Ралбага заключается в том, что в магните таится какая-то особая природная сила, которая действует на железо.

Природа времени, конечность, непрерывность

Герсонид считал, что мир сотворён, и даже выдвинул собственное доказательство, в то время как, по мнению Аристотеля, мир существовал всегда. Из этого вытекают расхождения мнений этих двух авторов о природе времени: конечно ли время, непрерывно и существует ли оно вне тел. Так, по Герсониду, время может быть рассматриваемо и отдельно от субстрата, и в нём. Аргументом за отделение времени от субстрата является то, что время одинаково для всех объектов. Кроме того, Герсонид, в отличие от Аристотеля, считал, что прошедшее актуально, и только будущее потенциально. Как прошедшее может быть потенциальным, спрашивает Герсонид, если все его события уже произошли? А коль скоро прошедшее актуально, оно не может быть бесконечно, стало быть, существовало не всегда. А из того, что время количественно и измеримо, Герсонид выводит, что оно было создано. В общей сложности, Герсонид выдвинул более десяти доказательств конечности времени.

Подобно Маймониду и Хасдаю Крескасу, Герсонид выступал против атомизма, он пытался дать решение парадоксам Зенона о движении и делении, отличное от аристотелевского — в духе различения между разными видами бесконечного деления, что получило высокую оценку у некоторых авторов. Попутно Герсонид обсуждает, возможны ли бесконечные числа. Его вывод, видимо, таков, что процесс увеличения числа бесконечен, но само число при этом всегда остаётся конечным. Так же обстоит дело с делением непрерывных величин, что звучит достаточно современно.

Живая природа

Герсонид известен, прежде всего, как астроном, тем не менее, стремление к познанию пробудио в нём интерес к живой природе. Так, в комментарии к книге Аверроэса о животных Ралбаг упоминает, как проделывал специальные опыты, чтобы проверить утверждения Аверроэса о влиянии почвы на форму ростков. В самом факте проведения опытов сказался эмпиризм Ралбага.

Герсонид замечал, что трудно исследовать тонкие детали тел животных, и предложил использовать приспособления, «которые показывают вещи крупнее, чем на самом деле, вроде сжигающего зеркала (ивр. (mar'a sorefet))». Предложение осталось, по-видимому, не воплощённым и забытым, и микроскоп был изобретён гораздо позже.

Астрономия и космология

Пятый из шести разделов книги Герсонида «Войны Господа» в 136 главах был посвящён астрономии и её натурфилософским и метафизическим основам. По указанию папы Климента VI астрономический раздел был переведён августинским монахом Петром из Александрии на латинский язык (1342) и пользовался большим авторитетом среди европейских ученых; им интересовался, например, Кеплер, который искал полную рукопись этого тома. По некоторым сведениям, в переводе принял участие и брат Леви бен Гершона Соломон. Эта часть книги, однако, до сих пор не напечатана ни на иврите, ни на латинском. Сам Герсонид упоминает об интересе к его исследованиям в окружении папы; по некоторым сообщениям, упомянутый Климент VI, планируя реформу календаря, опирался на исследования Ралбага.

В отличие от Маймонида и многих других, Ралбаг считал, что астрономическая теория должна сочетать в себе и математику, и натуральную философию. И вообще разные науки составляли в его учении единое целое, которое должно проверяться наблюдениями.

Совершенное астрономическое исследование должно принадлежать к двум наукам — математике, так как используются геометрические доказательства, и натуральной философии, так как используются физика и философские доказательства.

Другая особенность взгляда Герсонида на науку состояла в том, что он был далёк от инструментализма и верил в возможность человеческого разума постичь истину, а не просто придумать объяснение явлений или даже способ расчёта. Историк Фройденталь назвал это реалистической эпистемологией, из которой вытекают и другие особенности взглядов Ралбага.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ