Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Лоуэлл, Персиваль: биография

Третье путешествие: «Оккультная Япония»

В 1890 году Лоуэлл совершил длительную поездку в Европу, а в 1891 году отправился в Японию в третий раз, оказавшийся последним. Причины этого путешествия весьма многообразны и коренятся в теориях, разработанных Лоуэллом. Он ещё более укрепился в своих идеях относительно ландшафта и религии, и активно призывал японцев сохранять свою природу, а особенно леса, поскольку видел, к каким губительным последствиям приводило неразумное хозяйствование в США. Он познакомился с депутатом японского парламента Танка Сёдзо, который до самой своей смерти в 1913 году боролся с загрязнением реки Ватарасе выбросами с медных рудников. Он также заинтересовался вулканами (по Д. Страуссу — «до одержимости») и поднялся на несколько высочайших японских гор, включая Фудзи и Онтаке, и даже посетил три действующих вулкана. За восхождение на вулкан Сиране, Лоуэлл был принят в альпинистский клуб Аппалачей. При восхождении на Онтаке, Лоуэлл познакомился с группой паломников, которые состояли в секте, практикующей трансовые ритуалы. Они согласились описать их и даже воспроизвести дома у Лоэулла. Новый опыт, казалось, подтверждал ранее созданную теорию, на этот раз Лоуэлла заинтересовали глубинные структуры японского сознания и эзотерические религиозные ритуалы, которые привели к созданию книги «Оккультная Япония», сохраняющей известную ценность для религиоведов.

Книга имела подзаголовок «Эзотерическое исследование японской личности и одержимости». Тема эзотеризма, а особенно восточных психопрактик, была популярна во второй половине XIX века, ей отдали дань Фламмарион и Конан Дойль. Лоуэлл, общаясь с паломниками на Онтаке, оказался свидетелем общения человека со сверхъестественными сущностями, что требовало объяснения. Вдобавок, все предыдущие авторы, занимаясь японскими религиями только по литературным источникам, почти не упоминали об оргиастических и трансовых ритуалах (за исключением средневековых отшельников-ямабуси). Исследование ритуалов — как трансовых, так и аскетических — привело Лоуэлла к новому пониманию синтоизма, который он ранее считал лишь примитивным культом предков. Эзотерический синтоизм для Лоуэлла представлялся искусством высочайшего отречения от сознания, которое позволяло вызывать видения «по заказу». Более того, Лоуэллу самому удалось добиться изменения сознания в «лабораторных» условиях (у себя дома под присмотром жреца), что было использовано им для дальнейшей разработки теории о разнице между духом Запада и Востока. В заключительной главе «Оккультной Японии» Лоуэлл заявил, что японский национальный дух имеет женскую природу, а американский — мужскую. Японский дух он сравнивал с леди Макбет, которая была способна переходить от полной подчинённости к крайней экзальтации. Лоуэлл полагал, что это доказывает его теорию японской безличности. Японцы, остановившись в развитии, неспособны к абстрактному мышлению, и сохранили больше способностей к изменению сознания, поскольку оно ближе к детскому. Лоуэлл не считал дух отдельным от физического тела феноменом; осознание «Я» в его понимании было следствием культурного и жизненного опыта. В этом плане японцы были ближе к природе, чем американцы.

Лоуэлл пришёл к выводу, что глубинные основания синтоистского учения близки к буддизму, которое он сопоставлял с христианством, и являются ничем иным, как учением японцев о космосе. Буддизм и синтоизм категорически не устраивали Лоуэлла своим пессимизмом и проповедью отказа от личностного начала. Впрочем, Лоуэлл критиковал и христиан за несогласие с дарвиновской теорией (в христианстве он воспринимал лишь его этическую сторону, поскольку был приверженцем унитарианства). Распространившиеся на Западе спиритуализм и теософия раздражали Лоуэлла отказом от рационализма. Религиозные экскурсы необходимы Лоуэллу для обоснования патернализма японского общества, и того, что демократические институты являются наносными в феодальном по своей природе социуме. Социальную иерархию Лоуэлл переносил и на японскую религию: синтоизм сосредоточен только на человеческих страстях, конфуцианство — на моральной системе и лишь буддизм занимается вопросами души. Буддизм Лоуэлл сопоставлял с христианством ещё из-за наличия в обеих религиях экзотерической доктрины — для широких масс, и эзотерической — доступной немногим избранным.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ