Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Шмидт, Вильгельм (этнограф): биография

  • культура, основанная на выращивании растений, связанная с матриархатом и развитием сбора растений женщинами,
  • «высокая охотничья культура», контролируемая мужчинами и связанная с тотемизмом, и
  • патриархальная пастушечья культура, основанная на кочевом хозяйстве.

Каждый из трех первоначальных «культурных кругов», выделенных Шмидтом, возник, по его взгляду, только в данной географической области и затем распространился посредством миграции. Вследствие смешивания первичных культур возникают вторичные и третичные культуры, которые в свою очередь дают возникновение новым культурам. Вышеуказанные изменения в экономическом базисе культуры также имеют своё влияние на общество, как и на религию. В своей работе «Лингвистические семьи и лингвистические круги мира» (Die Sprachfamilien und Sprachenkreise der Erde, 1926) Шмидт стремился построить этнолого-лингвистический синтез. Взгляды венского историка архаических культур Освальда Менгина были подвергнуты Шмидтом анализу в работе «Всемирная история каменного века» (Weltgeschichte der Steinzeit, 1931). Позднее, Шмидт пытался разработать культурно-исторический метод Грэбнера в своем учебнике о методе культурно-исторической этнологии (Handbuch der Methode der kulturhistorischen Ethnologie, 1937) и в то же время пытался выстроить систематическим образом свои собственные идеи. Своим взглядом на развитие культур Шмидт хотел заменить исторически обоснованной системой эволюционистскую позицию, которая оказывала влияние посредством естественных наук. Критики Шмидта, однако, признавали, что этот новый подход был слишком жестким и схематичным. Хотя культурные формы, которые он выделил, не могут рассматриваться как исторические реалии, они, тем не менее, были ценны как инструменты классификации. Его пионерская работа представляла стадию исследования, которая не может быть опущена как несущественная. Несмотря на различную критику деталей его системы его современниками, общепринятое мнение было согласно с его пониманием, что даже неписьменные культуры показывают историческое развитие.

Теория прамонотеизма

В результате своих этнографических исследований, Шмидт приходит к следующим выводам. Во-первых, он отмечает, что монотеизм является религией существующих в настоящее время охотников-собирателей, которые были исследованы им: их высшее существо, творец мира, является связанным с этикой и почитаемым в культе. Во-вторых, он утверждает, что так как эти народы представляют для нас наиболее древние из доступных форм культуры человека, это является основанием для утверждения, что монотеизм является старейшей религией человечества. В-третьих, он декларирует, что так как религии этих людей — особенно их представления о Высшем существе — отражают столь много общих характерных черт, следует заключить, что они имели общее историческое происхождение. В-четвертых, Шмидт рассуждает, что образ высшего существа, которого придерживаются примитивные народы, является столь высоким, что он не выводится из человеческого опыта, и что, следовательно, его можно проследить к первоначальному Божественному Откровению. Наконец, он постулирует, что в течение последующего развития, прогресс во внешней культуре был достигнут многими народами, хотя зачастую встречается упадок в области религии и этики.

Согласно Шмидту, изначальная идея о Боге сохранилась с большей чистотой у кочевых народов, веровавших в небесного Бога; в других культурах эта идея потеряла основу. Почитание солнца и магия постепенно стали доминировать в тотемических культурах, а в матриархальных сельскохозяйственных культурах стали почитать землю и создали культ плодородия, лунную мифологию и почитание мертвых. Так первобытный монотеизм практически исчез из религиозной жизни этих народов.

Литература

  • Забияко А. П. Прамонотезм // Энциклопедия религий / Под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красикова, Е. С. Элбакян. — М.: Академический проект, 2008. — С. 1003. — 1520 с.
  • Werner Petermann: Die Geschichte der Ethnologie. Peter-Hammer-Verlag, Wuppertal 2004, ISBN 3-87294-930-6, стр. 599..
  • Karl Josef Rivinius: Wilhelm Schmidt. в: Biographisch-Bibliographisches Kirchenlexikon (BBKL). том 17, Herzberg 2000, ISBN 3-88309-080-8, стр. 1231—1246.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ