Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Поклевский-Козелл, Альфонс Фомич

Поклевский-Козелл, Альфонс Фомич

Бизнесмены

российский предприниматель, виноторговец, горно- и золотопромышленник; один из основателей асбестовой промышленности на Урале и первого пароходства на реках Западной Сибири


Альфонс Фомич Поклевский-Козелл — российский предприниматель, виноторговец, горно- и золотопромышленник; один из основателей асбестовой промышленности на Урале и первого пароходства на реках Западной Сибири. Представитель литовского дворянского рода Козелло-Поклевских.

На государственной службе

Происходил из дворян Лепельского уезда Витебской губернии, Беларусь. Образование получил в Полоцком пиаристском училище и в Виленском университете, затем поступил на службу в ведомство Государственного контроля по департаменту морских отчетов. В 1831 году он переводится в Астраханскую казённую палату по отделению казначейства помощником столоначальника. В этом же году произведен в канцеляристы. В 1832 году ему присваивается чин коллежского регистратора. В 1833 году исполнял обязанности столоначальника хозяйственного отделения, но и служба в Астрахани не открывала для него особенных перспектив. В связи с восстанием 1830 года в Польше в столице трудно строить свою карьеру энергичному белорусскому дворянину римско-католического вероисповедания. Хотя в 1837 году он и получил благодарность «за отлично-усердную службу» от министра финансов Е. Ф. Канкрина, но все же решил навсегда связать свою судьбу с Сибирью.

В 1834 году Альфонс Фомич переходит в канцелярию Томского губернского управления, а через год получает назначение секретарем местной губернской строительной комиссии. Его карьера и здесь оказалась недолгой. Уже в 1835 году он служит в департаменте исполнительной полиции МВД, а ещё через год Альфонс Фомич переводится по собственному желанию в штат Петербургской казённой палаты помощником винного пристава питейных магазинов, а вскоре и чиновником особых поручений. В 1836 году принят на службу в штат генерал-губернатора Западной Сибири П. Д. Горчакова.

В 1841 году он произведён в коллежские секретари «со старшинством», в 1845-м — назначен чиновником особых поручений при Главном Управлении Западной Сибири, а 4 мая 1845 года получает чин титулярного советника «со старшинством». В 1847 году заслуги Альфонса Фомича были отмечены орденом Святого Станислава III степени. В 1849 году получает чин коллежского асессора и в 1850 году награждён знаком отличия за 15 лет беспорочной службы. Через два года «предприниматель взял верх над чиновником». Надворный советник Альфонс Фомич подал прошение об увольнении со службы, и 10 февраля 1853 года оно было удовлетворено.

Предпринимательская деятельность

Судовладелец

В 1843 году, будучи чиновником особых поручений при Главном Управлении Западной Сибири по финансовой части, купил у купца 1-й гильдии Н. Ф. Мясникова спущенный в 1838 году в Тюмени пароход «Основа» и привилегию на учреждение судоходства по озеру Байкал и рекам Оби, Тоболу, Иртышу, Енисею, Лене и их притокам. Модернизировал «Основу» и в 1845 году совершил первый рейс в Тобольск. В 1846 году вместе с тюменским купцом Н. Ф. Швецовым Поклевский-Козелл открывает первое судоходное предприятие в Сибири «Пароходство А. Ф. Поклевского-Козелл и К°».

Поклевский-Козелл открывает 2 торговых дома (в Тюмени и Томске), на 2-х концах трассы (1600 км) и занимается поставкой провианта, зерна, муки для армии и работников предприятий. Поклевский-Козелл лидировал в перевозке грузов на Оби до конца 1850-х годов, временами предоставляя свои суда для бесплатной перевозки административных польских ссыльных. После отставки экс-чиновник полностью уходит в бизнес, вкладывает солидные средства в судостроение.

В 1856 году на Екатеринбургском заводе англичанами Гаксом и Гуллетом для него была изготовлена паровая машина в 100 лошадиных сил, которую установили на «деревянном судне новой и красивой конструкции» построенном в Тюмени. Тогда же с суднами «Основа» и «Иртыш» вошёл в компанию «Опыт», а в 1860, получив свою долю, — вышел из неё. В том же году приобрёл новый 120-сильный пароход, но в конце 1860-х годов оставил судоходный бизнес.

Водочный король Зауралья

Казенный Талицкий винокуренный завод к концу 1850-х годов пришёл в совершеннейший упадок, так как производство замедлялось, не было оборудования, здание ветшало. Казна продала его в 1869 году Альфонсу Фомичу за небольшую сумму. С тех пор Талицкие заводы стали крупными капиталистическими предприятиями, а их хозяева — монополистами питейной работы. В крепостной Екатеринбургской нотариального архива книге по Камышловскому уезду за 1899 год имеется такая запись: «каменные заводы: винокуренные, ректификационный и винокуренно-дрожжевой с мельницей и солодовней, подвалами, жилыми домами и другими постройками, состоящими на казенной земле Камышловского уезда в Талицком заводе, приобретенные А. Ф. Поклевским-Козелл от казны… 13 июня 1869 года, оцениваемые в 363 тысячи 300 рублей». В этом же 1869 году Поклевский-Козел приобрёл ещё один винокуренный завод в селе Ертарском за 22 тысячи рублей — каменную винницу с водяной мельницей, плотинами, жилыми домами, разными заведениями и хозяйственными постройками. Через некоторое время он переделал винницу в стеклоделательный завод, который стал снабжать его винокуренное производство стеклянной посудой. За десять лет Альфонс Фомич оказался владельцем восьми винокуренных заводов и связанных с ним производств. Скупал по дешёвке. Прежним хозяевам выгоднее было продать свои заводы, чем терпеть от них убытки. Скупая, новый хозяин энергично переоборудовал заводы, налаживал современное производство. Местом жительства он выбрал Талицу. В 1859 году купил небольшой домик за 300 рублей у местной жительницы, в 1862 году — более приличный за 1800 рублей, в котором и поселился вместе с семьей. Прожил в нём до самой своей кончины. Сын его Викентий, продолжая дело отца, тоже остался в Талице, переселившись в новый, отстроенный им дом, сохранившийся до наших дней.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ